Приветствую Вас, Гость

Для просмотра данного элемента установите Flash Player



banner-120x600-Earn_on_Forex_GIF









Общие основы экономического развития

Тема 2.

Экономические потребности и

производственные возможности общества


1.    Потребности общества, их сущность и структура. Закон возвышения потребностей. Потребности и спрос.
2.    Факторы производства и их роль в производственном      процессе.
3.    Производственные возможности общества, ограниченность ресурсов. Граница производственных возможностей.
4.    Продукт производства: необходимый и прибавочный        продукт.
5.    Экономические отношения и интересы.
6.    Роль и функции интересов в развитии общества.
7.    Единство и противоречия в системе интересов.



1.    Потребности общества, их сущность и структура. Закон возвышения потребностей. Потребности и спрос.


Как было показано в предыдущей теме, объектом экономической науки является, прежде всего, производство материальных и культурных благ. Эти блага создаются для потребления. В жизни и динамике общества исходным пунктом выступает производство, а конечным пунктом – потребление. Тем самым развитие производства, в конечном счете, всегда осуществляется для удовлетворения потребностей людей, иначе оно было бы бесцельно. Следовательно, потребности человека и общества выступают импульсом, побуди-тельным мотивом непрестанного возобновления производства. Потребности, необходимость их удовлетворения являются внутренней пружиной, двигателем общественного развития.
Потребность – это стремление человека получить определенное жизненное благо, необходимое ему для существования и развития.  Можно сказать, что потребность есть нужда в соответствующих источниках и условиях жизни. Потребности могут вызываться физиологическими, психологическими, общественными чертами и свойствами человека, социальными и природными факторами его бытия. Как объем, число, так и интенсивность различных потребностей весьма разнятся и крайне изменчивы. Они зависят от ряда объективных и субъективных причин.
Хотя производство осуществляется ради удовлетворения потребностей, но, с другой стороны, сами эти потребности не возни-кают из ничего, на пустом месте. Они, в свою очередь, порождаются развитием производства, прогрессом науки, техники, культуры, развитием и совершенствованием самого человека.
Потребности не статичны, а динамичны. Их нельзя рассматривать как раз и навсегда данные и неизменные, в каком-то неподвижном, закостеневшем состоянии. Напротив, они находятся в непрестанном движении, подвержены глубоким переменам, претерпевают кардинальные преобразования. С развитием производства и научно-техническим прогрессом множатся их численность и масштабы, расширяются их круг и охват, меняются состав и структура. Одни потребности сужаются, вытесняются и даже исчезают, другие, наоборот, растут, раздвигаются, развертываются, и, наконец, появляются новые потребности, которые прогрессируют, оттесняя прежние. Например, наши близкие предки не знали телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров и пр., что обусловливалось тогдашним уровнем производительных сил, состоянием экономической системы общества. Не было отраслей и предприятий, производящих такие виды продукции, и, соответственно, не было потребностей в них. А с развитием производства и самих производителей, научно-техническим прогрессом, внедрением в промышленность электроники, полупроводников, телемеханики для современного человека стала обычной потребность в телевидении, информатике, вычислительных устройств и т. п.
Наряду с количественным ростом происходят, что особенно важно, качественные, структурные сдвиги в системе потребностей, меняется ее строение, удельный вес отдельных составляющих, их место, роль и приоритеты.
Для лучшего уяснения этого рассмотрим классификацию и структуру потребностей (см. рис. 1).
классификацию и структуру потребностей                                                 
Рис.1. Структура «древа потребностей»


Потребности, прежде всего, подразделяются на производственные и личные. Производственные включают потребности в средствах труда, предметах труда, энергетических ресурсах. Это потребности общественные, непрестанно детерминируемые самим производством, предопределяющие его развитие, возобновление и совершенствование.
Личные потребности можно классифицировать следующим об-разом: материальные, духовные и социальные потребности. Материальные включают в себя потребности в пище, одежде и обуви, в жилье и благоустроенном быте, средствах передвижения, потребность в здоровье (здоровых условиях жизни и работы). К духовным потребностям относятся потребности в образовании, учебе, знаниях, воспитании личности (в том числе и детей), в духовной свободе (свободе слова, совести и пр.). Социальные потребности охватывают потребности в труде, отдыхе, участии в управлении и общественной жизни, в нормальной среде обитания, общении с природой и др.
Характерной чертой современного этапа общественного развития является возрастание роли и удельного веса духовных и социальных потребностей, особенно интеллектуальных, в том числе сопряженных с получением знаний, культурного багажа, с самоуправлением, соблюдением прав и свобод человека. Это связано также и с тем, что в последнее время, особенно с развертыванием научно-технической революции, в труде каждого работника повышается доля умственной деятельности, сокращаются элементы примитив-ного физического труда, увеличиваются мыслительные, нервные, эмоциональные нагрузки. С развитием самого человека все более раздвигается мир его потребностей,  богаче и разнообразнее стано-вится их палитра. Зачастую для него духовные и социальные потребности оказываются не менее важными, нежели материальные, и даже предпочтительнее некоторых из них.
Закономерности развития потребностей таковы, что удовлетворение одной из них, будучи для нее конечным пунктом, становится исходным пунктом появления другой, новой потребности. Возьмем, к примеру, такую насущную проблему, как потребность в жилье. С получением или приобретением квартиры, дома эта потребность человека оказывается удовлетворенной, т. е. обретение жилья становится завершающим моментом для данной потребности. Но оно же вызывает новые потребности, коих до этого у него не было,– потребности в мебели, убранстве и предметах домашнего обихода. Пока не было жилья, не возникало и этих потребностей. А удовлетворение первой (потребности в жилье), завершив ее, породило другие потребности (в обустройстве его), ставшие теперь изначальными. Таким образом,  в пространстве и во времени окончание одной потребности становится началом для другой. Возникновение и удовлетворение потребностей, их смена, развитие и совершенствование происходит непрестанно. В этом, собственно, и проявляется экономический, социальный и духовный прогресс. И никогда не настанет такой момент, когда все без исключения потребности человека и общества сполна удовлетворены и никаких новых потребностей больше не возникает. Это означало бы прекращение всякого развития. Нельзя приостановить движение человечества вперед, а двигают его по этому пути общественные и личные потребности.
Классификация потребностей идет также по следующим линиям:
а)  первичные и вторичные – к первым относятся самые насущные для жизни потребности в здоровье, пище, одежде, обуви, жилье, труде, знаниях и т. п., ко вторым – в предметах роскоши, раз-влечениях, путешествиях и др. Первичные потребности нельзя заменить одни другими – невозможно утолить жажду едой, а голод – водой, каждая требует своего определенного удовлетворения; вторичные потребности могут быть взаимозаменяемы: для развлечения можно заменить посещение театра просмотром кинофильма и т. д. Однако вторичные не значит второстепенные или маловажные. С развитием человека, ростом его культуры, образования, квалификации, общественной активности некоторые вторичные потребности становятся первостепенными;
б)  постоянные и временные – первые охватывают потребности в предметах каждодневного пользования и потребления (личного и производственного), а также приобщения к знаниям, культуре, общественной жизни, соблюдения прав и свобод человека; вторые – включают потребности в предметах и услугах периодического пользования, а также возникающие и проявляющиеся в пределах определенного срока, например, потребность в отдыхе, развлечениях и др.;
в) неотложные и несрочные – среди первых выделяются, к примеру, укрепление здоровья, обеспечение нормальных условий жизни и работы, воспитание личности, в том числе детей; вторые – допускают переносы во времени, как то: пользование зрелищами, путешествия, приобретение предметов роскоши и др.;
г) эластичные и неэластичные – в большинстве своем эластичными оказываются вторичные потребности, тогда как первичные, как правило, жесткие, неэластичные, не допускающие взаимозамены Так, ничем нельзя заменить потребности в здоровье, труде, знаниях и т. д.;
д)  индивидуальные и коллективные – удовлетворение первых возможно лишь путем индивидуального потребления материальных и культурных благ и услуг; напротив, вторые – предполагают, главным образом, совместное действие. Например, различные игры, спортивные состязания, выступление оркестра и т. п.
Как уже говорилось, одним из всеобщих экономических законов является закон возвышения потребностей. Суть этого закона заключается в том, что развитие общественного производства пред-полагает рост потребления средств производства, а значит – расши-рение потребностей в них; в свою очередь, происходит рост личных потребностей, требующих увеличения производства предметов потребления. Речь идет при этом не только о  возрастании количества средств производства и предметов потребления, но и об изменении их качественного состава. Это означает не только их обновление на новой технической базе, но и сопряжено с глубокими структурными переменами. Все более возрастает роль интеллектуальных, духов-ных, социальных потребностей. С развитием общественного производства изменяются требования и к самому работнику, его общеобразовательной и профессиональной подготовке, производственному опыту, научным знаниям и навыкам к труду. Все эти изменения определяют содержание закона возвышения потребностей, который действует на всех ступенях развития общества. Степень прогрессивности каждой общественно-экономической системы определяется тем, в какой мере она способна реализовать требования этого объективного закона. Каждый новый этап развития общества, его экономики и культуры, означает в то же время последующую степень возвышения потребностей человека и общества. В конечном счете, в исторической эволюции общества совершается переход к таким общественным формам, которые способны наиболее эффективно воплощать в жизнь требования закона возвышения потребностей. При этом имеются в виду такие потребности, которые полезны для человека и общества, способствуют их развитию и совершенствованию.
    Вместе с тем в структуре потребностей существуют и такие, которые наносят вред человеку, обществу, окружающей природе, задерживают, тормозят общественное развитие. К сожалению, человечеству пока еще не удалось избавиться от подобных негативных потребностей, а некоторые из них даже проявляют тенденцию к росту. Поэтому реализация закона возвышения потребностей про-исходит как противоречивый процесс, включающий борьбу различных тенденций проявления этого закона, развертывания одних потребностей, ограничения и вытеснения других, с приоритетом в сторону потребностей, стимулирующих общественный прогресс.
    Одним из важнейших компонентов рынка является спрос, представляющий собой платежеспособную потребность. Разумеется, спрос вытекает из потребностей покупателя. Но потребность не  становится автоматически спросом. Между этими двумя категориями есть связующее звено, каковым является покупательная способность потребителя. Следовательно, рынок предусматривает не саму потребность, а ее превращение в спрос, т. е. в платежеспособную потребность. Приходится считаться с жестокой реальностью: функцией рынка оказывается не удовлетворение потребностей как таковых, а удовлетворение спроса, т. е. платежеспособных потребностей людей.
Рынок призван обслуживать потребителя, ставшего покупателем, и предъявляющего свои требования по поводу производства и реализации товаров и услуг. Вот как характеризует это известный американский экономист П. Самуэльсон: «Потребитель является, так сказать, повелителем. Или, точнее говоря, каждый человек, будучи повелителем, выступает как участник голосования и использует свои деньги в качестве голосов, призывающих производить вещи, в которых он нуждается. Его голоса конкурируют с голосами других людей, и тот, кто располагает наибольшим числом голосов, в конечном итоге, оказывает определяющее влияние на то, что про-изводится и куда идут произведенные товары».1
Взаимодействие потребностей и спроса  совершается под влиянием многих факторов и представляет собой сложный механизм, что будет подробно рассмотрено в дальнейшем.


2.    Факторы производства и их роль в производственном процессе
Производство всегда осуществляется в пространстве и во времени. Это исходные координаты всякого производственного процесса. Деятельность каждого человека, предприятия, трудового коллектива, общества в целом ограничена рамками определенного пространства, которое необходимо наиболее рационально использовать. Время – самый ценный и невосполнимый ресурс. Закон эко-номии времени – всеобщий экономический закон, действующий на всех этапах развития общества. Он характеризует источник и способ повышения эффективности производства и благосостояния об-щества. Всякая экономия в обществе, в конечном счете, сводится к экономии времени. Утраченное время ничем возместить невозможно. Это требует всемерной экономии живого и прошлого (ове-ществленного) труда, увеличения продукции с меньшими издержками (затратами факторов производства). Максимум результата при минимуме затрат – это самая общая формула эффективности произ-водства. Закон экономии времени предопределяет пути повышения экономической эффективности.
Все это выдвигает перед обществом в целом и каждым хозяйствующим субъектом настоятельную задачу наиболее результативного применения факторов производства (ресурсов) с учетом воз-можности альтернативных (инвариантных) решений. В этой связи, прежде всего, рассмотрим, что такое факторы производства, их виды и роль.
Факторы производства – это те материальные и людские ресурсы, которые участвуют и взаимодействуют в процессе производства. К ним относятся земля, капитал, труд и предпринимательская деятельность, т. е. они включают в себя вещественные (земля и ка-питал) и личные факторы (труд и предпринимательская деятельность).
Земля – это природный фактор в широком смысле, т. е. все при-родные условия, которые применяются в производственном процессе и опосредуют его, включая земельные массивы, их недра, залежи полезных ископаемых, посевные площади, свойства и структуру почвы, климат, леса, водные бассейны и пр. Учитываются и вносимые человеком изменения – орошения, осушения, древонасаждения и т. п.
Капитал – концепции экономикс относят к нему все произведенные средства  производства, используемые для создания товаров и услуг, их доставки и поступления потребителям. Образование и накопление этих средств производства означает капиталовложения, инвестиции. Поэтому капитал рассматривается как инвестиционный ресурс. (Мы здесь отвлекаемся от рассмотрения капитала как общественного отношения, как стоимости, приносящей прибавочную стоимость, о чем речь пойдет далее).
Труд – это целесообразная деятельность человека (физическая и интеллектуальная, умственная), направленная на создание благ и услуг для удовлетворения личных и производственных потребностей человека и общества.
Предпринимательская деятельность1 реализует следующие функции:
а) соединяет все факторы производства – землю, труд и капитал – в единый производственный процесс;
б) принимает решения по управлению, организации, производству и реализации продукции;
в) изыскивает и применяет в условиях конкуренции передовые формы и методы ведения дела, прогрессивную технику и технологию, внедряет новые виды продукции;
г) идет на разумный и оправданный риск (своими и чужими средствами) для достижения поставленных целей и лучших резуль-татов.
Предпринимательский фактор охватывает и деловую репутацию фирмы, ее престиж, умение устанавливать полезные связи, контакты, гибко реагировать на изменения ситуации, рыночных условий и т. д.
Плата за ресурсы.  Доход за предоставленные материальные ресурсы – землю и сырье, машины и капитальное оборудование – их владельцы получают в виде ренты называется рентным доходом. Доход, который получают те, кто поставляет свою рабочую силу, называется заработной платой. Сюда относятся и разные дополнительные выплаты в виде премий, доплат и др. Предпринима-тельский доход называется прибылью, а в случае его отрицательного значения образуется убыток. Социально-экономическое содержание, источники и формы всех этих видов доходов будут подробно рассмотрены в последующих лекциях.

3.    Производственные возможности общества, ограниченность ресурсов. Граница производственных возможностей

Мы живем в мире ограниченных возможностей, ограниченных ресурсов и неограниченных потребностей. Имеют пределы наши физические и интеллектуальные способности, биологические и психические возможности человеческого организма. Ограничены продолжительность жизни человека, его трудоспособный возраст, время, которое можно уделить тому или иному занятию или выполнению какой либо работы. Не беспредельны средства, могущие служить достижению поставленной цели. Ограничены размеры земной площади, богатства недр и т. д. С другой стороны, потребности людей, общества непрестанно растут и видоизменяются количественно и качественно. И хотя за свою многовековую историю человечество многократно умножило свой потенциал, намного увеличило свои возможности, расширило источники подъема экономики, благосостояния и на базе научно-технического прогресса и далее будет их наращивать, тем не менее оно на каждом этапе своего движения должно учитывать свои производственные возможности, исходить из ограниченности наличных ресурсов, добиваясь наиболее рационального и эффективного их использования.
Это постоянно выдвигает перед обществом проблему выбора – что, как и для чего производить. Иначе говоря, возникают три фундаментальных вопроса – что (т. е. какие товары и услуги, в каких количествах и ассортименте производить?), как  (т. е. кем они должны вырабатываться, с применением каких ресурсов, технических средств, технологических методов?), для чего производить всевозможные  жизненные  блага?  Необходимо  из всех возможных
альтернативных решений использования имеющихся ресурсов находить и применять самый целесообразный и эффективный вариант, приносящий наилучшие результаты.
Для уяснения этой проблемы прибегнем к простейшей модели, представляющей график производственных возможностей (см. рис. 2).
график производственных возможностей
график производственных возможностей

Предположим, что все наличные ресурсы в стране  используются  для производства средств производства (на графике их количество откладывается по оси ординат – Y) и предметов потребления   (соответственно, по оси абсцисс – Х). Площадь между осями (ОYХ), очерченная кривой  АD,  представляет область производственных возможностей, а сама кривая АВСD называется границей производственных возможностей, поскольку выражает максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех наличных в данный период ресурсов.
Каждая точка на этой кривой характеризует определенное сочетание продукции этих двух видов. Так, точка С представляет совокупность Хс единиц предметов потребления и Yс единиц средств производства. Если же мы переместимся по кривой из точки С в точку В, то это будет означать, что мы предпочтем увеличить производство средств производства от Yс  до Yв, уменьшив при этом производство предметов потребления с Хс   до Хв. Следовательно, в таком варианте мы получим прирост ΔY = OYв – OYс единиц средств производства, утратив ради этого ΔХ = OХс – ОХв единиц предметов потребления. Тем самым ограниченность ресурсов заставляет всегда соизмерять, что необходимо утратить ради получения другого, т. е. сопоставить упущенную выгоду с достигнутым результатом.
Как видим, линия АBСD имеет форму кривой, выпуклой вправо и вверх. Это обусловлено тем, что одни ресурсы могут более эффективно применяться в производстве средств производства, другие – предметов потребления. При перемещении по этой кривой вправо и вниз и тем самым изменяя структуру производства в сторону увеличения выпуска предметов потребления, нам понадобится все более вовлекать в производство сравнительно малоэффективные для выработки предметов потребления ресурсы. Наоборот, при движении в обратном направлении (влево и вверх), придется втягивать в производство все в большей мере ресурсы, относительно малоэффективные для производства средств производства. Поэтому для выпуска каждой добавочной единицы предметов потребления понадобится все большее уменьшение производства средств производства и, наоборот, каждая дополнительная единица выпуска средств производства потребует все большего сокращения производства предметов потребления.
Теперь обратимся к точке N внутри области производственных возможностей. Если к ней будут сведены объемы производства средств производства и предметов потребления, то они окажутся значительно меньше того, что можно было бы получить при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Следовательно, налицо их недоиспользование, например, недостаточная занятость трудовых ресурсов, бездействие или недогрузка части производственного аппарата, потери материальных ценностей и рабочего времени, слабая эффективность затрат. Напротив, точка К вне области производственных возможностей отражает такой выпуск продукции, который при сегодняшней технике, технологии и наличном объеме ресурсов, даже при их полном использовании, не достижим.
Но это отнюдь не означает, что линия АВСD, т. е. граница производственных возможностей, статична и неподвижна, что общество не в состоянии выйти за ее пределы. Нет, эта линия ограничивает область производственных возможностей только в данных условиях, при наличных ресурсах и уровне производительных сил. Совершенствуя технику и технологию производства, вовлекая в хозяйственный оборот новые ресурсы, повышая эффективность их использования,  можно, как показано на графике (рис. 2), продвинуться вперед, перейти от кривой АD к линии АD, проходящей через раннее недоступную точку К, сделать ее достижимой, т. е. рас-ширить область производственных возможностей. Этому будут служить, например, открытие и освоение новых месторождений полезных ископаемых, вовлечение в народное хозяйство ранее не работавших, строительство новых или реконструкция существующих предприятий и сооружений, расширение посевных площадей, освоение пустошей и улучшение землепользования, повышение урожайности и продуктивности животноводства, сокращение потерь, повышение производительности труда и качества продукции и т. д. Выйти на более высокую границу производственных возможностей можно за счет увеличения размеров функционирующего капитала, большего инвестирования, роста накопления. При этом возможно в равной мере увеличивать производство и средств производства, и предметов потребления.
Если же дополнительные ресурсы и нововведения направлять только, скажем, на увеличение производства средств производства, то, как показано на рис. 2, область производственных возможностей раздвинется односторонне, и граница ее переместится на линию АD, что будет означать развитие экономики с перекосом в сторону увеличения продукции для производственных нужд без соответствующего роста потребительской продукции.
Таким образом, мы ознакомились с тремя основополагающими и реально существующими явлениями экономической жизни: во-первых, ограниченность возможностей и безграничность потребностей; во-вторых, проблема выбора – что, как и для кого производить. Правильная ориентация и рациональное поведение хозяйствующих субъектов с учетом указанных явлений требуют нормального функционирования рыночного механизма

4.    Продукт производства: необходимый и прибавочный продукт
Результатом процесса производства является произведенный продукт, предназначенный для производственного и личного по-требления. Тем самым средства труда и предметы труда в их един-стве образуют средства производства, а труд, создающий продукт, выступает как производительный труд. Так обстоит дело, если под-ходить с позиций простого процесса труда. Но в современных усло-виях такое определение совсем недостаточно, как для характеристики результата процесса труда, так и для характеристики его об-щественной формы. Во-первых, продукт труда создается ныне в процессе и материального, и нематериального производства, причем роль последнего возрастает. Сегодня особенно усиливается значение результата интеллектуальной деятельности, который может и не принимать вещественную форму, не говоря уже о том, что во многих случаях он не отделим от самой деятельности. Поэтому производительным становится труд, прилагаемый и в материальном, и в нематериальном производстве, труд, создающий национальный доход. Во-вторых, для характеристики продукта и создающего его труда особенно важна его общественная форма – выступает ли он как продукт для собственного потребления или для обмена. В первом случае это продукт натурального хозяйства, а во втором случае – продукт товарного производства.
Независимо от общественной формы производства, его продукт включает в себя ту часть, которая предназначена для воспроизвод-ства самого производителя, его способности к труду, и потребляется им самим и  его семьей, и другую часть, предназначенную для удовлетворения потребностей общества. Первая часть обществен-ного продукта называется необходимым продуктом, а вторая часть – прибавочным продуктом. По словам К. Маркса, «…в любом об-щественном производстве… всегда может быть проведено различие между той частью труда, продукт которой входит в непосредствен-ное индивидуальное потребление производителей и членов их семей и, – оставляя в стороне часть, идущую на производительное по-требление, – другой частью труда, которая всегда есть прибавочный труд, продукт которого всегда служит удовлетворению общих об-щественных потребностей, как бы ни распределялся этот прибавоч-ный продукт и кто бы ни функционировал в качестве представителя этих общественных потребностей».1 С тех пор, когда человек ока-зался способным производить не только необходимый, но и приба-вочный продукт, произошел глубокий переворот во всей системе общественных отношений, поскольку прибавочный продукт озна-меновал собой  появление продукта сверх нормы данных потребно-стей. Прибавочный продукт стал источником экономического, со-циального и духовного прогресса. Без прибавочного продукта такой прогресс был бы невозможен.
Различные исторические ступени общественного развития, т. е. формы общества, различаются между собой не только, и даже не столько, размером прибавочного продукта, хотя и это, разумеется, очень важно, сколько тем, как он производится, распределяется, обменивается и потребляется.
Поскольку материальные и культурные блага создаются для удовлетворения личных и производственных потребностей человека и общества, постольку продукт труда должен обладать способно-стью удовлетворять те или иные потребности людей, т. е. быть по-лезным. Полезность – непременное и неотъемлемое свойство всякого блага, без этого свойства продукт окажется ненужным, а про-изводство его – бесцельным.
В современной экономической науке фигурирует понятие пре-дельной полезности продукта, под которой понимается полезность каждой последующей, дополнительной единицы продукции. Пред-ставители этой теории и их последователи утверждают, что по мере увеличения запаса того или иного блага и насыщения потребности в нем его предельная полезность, т. е. полезность каждой дополни-тельной его единицы, будет снижаться и за определенной чертой может приобрести даже отрицательное значение, а общая полезность этого блага, хотя и продолжает расти, но увеличивается уже незначительно, в виде затухающей синусоиды.
Однако, если бы, например, пшеница, как и любая другая по-требительная стоимость, падала готовой с неба, то она не утратила бы ни одного атома своей потребительной стоимости,1 т. е. полез-ности. Более того, по словам Д. И. Менделеева,  подлинной  наука   становится  тогда,  когда она  начинает  измерять.
Наука немыслима без меры. Еще В. Парето, последователь             А. Маршалла, открыто призвал избавиться в экономической теории от понятия полезности. Он писал: «Меня одолевают постоянные сомнения насчет этого торжественно провозглашенного понятия полезности; я не могу понять, как его можно измерить»2. С этим трудно не согласиться.

5.    Экономические отношения и интересы
Известно, что экономические отношения каждого общества проявляются прежде всего как интересы. Поэтому проблема инте-ресов, их развития, совершенствования и использования имеет пер-востепенное значение в экономической науке и практике. Управлять обществом, производством, трудовым коллективом надо через интересы их участников. Успех всякого дела решающим образом зависит от того, насколько полно и всесторонне учтены и задей-ствованы интересы людей.
Проблема интересов носит глобальный характер. Всякая страна, компания, индивидуум имеют свои интересы. Для понимания любого общественного явления, процесса, действия нужно прежде всего определить, в чьих интересах оно совершается. В известном смысле можно сказать, что интересы правят миром.
Экономические интересы обычно подразделяются на обще-ственные и личные, причем первые, в свою очередь, делятся на об-щенародные (часто и неправомерно отождествляемые с государ-ственными) и коллективные. Долгое время у нас укоренялся постулат о субординации, ранжировании интересов с   выделением  главного,   доминирующего   и  неглавных,  побочных. Речь идет о суб-ординации интересов с непременным главенством и абсолютизацией интересов государства, подменяющего тем самым само общество, и противопоставляемых всем другим интересам. Тотальное огосударствление всей экономики и других сфер общественной жизни вылилось в недавнем прошлом в сплошное огосударствление интересов. Личный же интерес рассматривался как второстепенный, малозначащий, подчиненный и даже зазорный.
Корень подобных взглядов лежит в превратном, антигуманном толковании места и роли человека в жизни и производстве, содер-жания и соотношения общественных и личных интересов, их прямых и обратных связей, в искажении природы и функций личного интереса, а, по сути, – в обесценении человека, личности. Такой подход насаждался и культивировался административно-командной системой.
Но и ныне, в изменившихся условиях, иерархические построения пирамиды интересов продолжаются. Пресловутое ранжирование интересов не помогает их лучшему использованию и чревато их противопоставлением. Суть в том, чтобы не подавлять одни интере-сы другими, а управлять интересами и через интересы. Это важно подчеркнуть еще в связи с тем, что проявляется и иная крайность, а именно – полная абсолютизация личного интереса, принижение и даже игнорирование всех остальных. Фактически это означает ту же субординацию, только вектор которой повернут в противополож-ную сторону. Вместо баланса интересов, их оптимального сочетания, дающего наилучший, самый полный результат, налицо опять таки однобокий, ущербный подход, непонимание всей системы и структуры интересов, их сосуществования, сопряженности, потенциала и координат каждого.
Система экономических интересов компактна и разветвлена, имеет многоступенчатую и многоуровневую структуру, включает подсистемы, комбинации, вариантность. Поэтому традиционная трехчленная формула интересов (общественные, коллективные, личные) оказалась недостаточной, понадобилось ее дальнейшее членение на соответствующие виды и подвиды. Общественные ин-тересы включают общечеловеческие, общенародные, классовые, национальные, государственные, региональные и др.  Коллективные интересы охватывают совместные хозяйства, общества, предприятия и учреждения, их внутренние подразделения (цехи, участки, бригады и пр.). Личные интересы выступают как индивидуальные и семейные.
В условиях социально неоднородной структуры общества крупнейшими носителями экономических интересов становятся классы, социальные слои и прослойки, имущественные и другие ка-тегории населения, их организации, объединения, союзы. В демо-графическом плане существуют интересы городского и сельского населения, мужского и женского, возрастных групп, работающих и неработающих, самодеятельных и нетрудоспособных. Во временном разрезе интересы могут быть прошлыми, текущими и будущими, что связано и с социальными переменами, с ожиданиями людей, экономическим, научно-техническим, духовным развитием.
Подсистемы складываются как по линии субъектов интересов (личность, коллектив, регион, государство, класс, общество), так и по линии их объектов (производство, распределение, обмен, по-требление; соответственно также – трудовая деятельность, издержки, доходы, инвестиции, сбережения и т. д.). В этой связи выделяются интересы материальные, трудовые, финансовые, морально-этические и др.
Ныне во всем мире все более обостряется и экологический аспект интересов, связанный с охраной и защитой окружающей среды. Это особенно важно, учитывая остроту экологической ситуации в Украине. Противоестественной, враждебной всем человеческим инте-ресам оказывается производственная, хозяйственная, научно-техническая и любая другая деятельность, губящая природу.

6.    Роль и функции интересов в развитии общества
 
ДАЛЕЕ
Конструктор сайтов - uCoz