Приветствую Вас, Гость

Для просмотра данного элемента установите Flash Player



banner-120x600-Earn_on_Forex_GIF









ТЕМА 14. Международная экономическая интеграция

1.    Сущность и теоретический анализ международной экономической интеграции


Важнейшей формой международных экономических отношений является экономическая интеграция. Уже существующие в мире экономические интеграционные объединения демонстрируют преимущества такой формы МЭО.
Под международной экономической интеграцией подразумевается процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов интегрирующихся стран.
Практическая реализация международных интеграционных проектов осуществляется с использованием соответствующих механизмов, основу которых составляет система экономических и договорно-правовых инструментов. В мировой практике используются два основных метода осуществления всех типов международной экономической интеграции: институциональный и функциональный. В соответствии с первым методом интеграция начинается, развивается и углубляется с помощью институциональных, административных мер и акций. Второй метод основан на принципах либерализации экономики и внешней торговли.
Проблемы международной экономической интеграции рассматривали еще представители классической политэкономии А. Смит, Д. Рикардо, Р. Мак-Куллох. Следующий этап исследований международной экономической интеграции связан с теорией таможенных союзов (с 1818 по 1924 гг. в мире было создано 16 таможенных союзов).
В развитии современной экономической мысли существуют следующие направления, занимающиеся исследованием международной экономической интеграции: рыночное, институциональное, структуралистское.
На более ранних этапах исследования рыночное направление отождествляло интеграционные процессы с торговой либерализацией. Современный подход предполагает, что в интегрированной экономической системе должны выполняться такие же условия для перемещения капитала, как и в национальной рыночной среде. Международная интеграция в таком понимании считается тем глубже, чем свободнее проявляется действие рыночных механизмов и меньше регулирующее воздействие государства.
Представители институционального направления пытаются найти компромисс между рыночными и государственными регуляторами международной экономической интеграции. Они полагают, что интеграция – это воплощение определенного единства экономических и правовых аспектов. Институционалисты признают также, что международная экономическая интеграция не может осуществляться только рыночными методами. Так, экономист венгерского происхождения Б.Баласса видел начало интеграции в действиях правительств, направленных на устранение дискриминации в международных экономических отношениях.
Структуралистское направление очень неоднородно, но объединяет представителей этого направления, во-первых, критическое отношение к традиционным подходам к анализу международной торговли, а во-вторых, стремление выявить структурный аспект интеграционных процессов. Сторонники структуралистского подхода считают, что настоящая экономическая интеграция – это больше, чем простое объединение экономик нескольких стран. Экономическая интеграция возможна только на этапе экономического союза, когда происходит взаимопроникновение национальных хозяйств, изменяющее их структуру. Основной проблемой региональной интеграции является определение оптимального соотношения национальных программ хозяйственной политики с обеспечением выгод, вытекающих из международного сотрудничества. В данном случае для полной интеграции важно не только обеспечение свободы на пути перемещения товаров и факторов производства, но и координация экономической политики. Высшей стадией региональной экономической интеграции может стать рациональная хозяйственная структура всего интегрированного ре-гиона.

2.    Предпосылки, цели, этапы экономической интеграции
Предпосылки экономической интеграции следующие:
•    близость уровней экономического развития интегрирующихся стран. За редким исключением интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития;
•    географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы, исторически сложившихся экономических и культурных связей;
•    общность экономических проблем, стоящих перед странами. Экономическая интеграция способствует решению таких проблем. Страны, главная проблема которых – создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты;
•    демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые следят за происходящими изменениями;
•    эффект домино. После того как большинство стран определенного региона создали интеграционное объединение, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в интеграционное объединение. Это приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции.
Создание интеграционных объединений направлено на достижение следующих целей:
    использование преимуществ экономики масштаба: обеспечение расширения размеров рынка, сокращение трансакционных издержек. Это позволяет привлечь прямые иностранные инвестиции. Такие цели преобладают у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;
    формирование благоприятной внешнеполитической среды. Целью значительного числа интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других сферах. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ставили перед собой именно эту цель;
    решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается, как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговорах. Региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых различны. Такие цели преследуют интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии;
    содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, осуществляющих экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как способ передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали европейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС;
    поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Интеграционное объединение позволяет поддерживать отечественных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие цели существовали в странах Латинской Америки и в странах Африки к Югу от Сахары в 60-70-е гг. XX в.
Этапы экономической интеграции:
    на первом этапе между странами заключаются преференциальные торговые соглашения. Эти соглашения предусматривают сохранение национальных таможенных тарифов (или взаимное снижение) каждой из подписавших их стран и фактически являются подготовительным этапом интеграционного процесса;
    на втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли. Зона свободной торговли – это полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами;
    третий этап интеграции – это создание таможенного союза, который предполагает отмену национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Внутри таможенного союза осуществляется беспошлинная торговля. Таможенный союз требует создания системы межгосударственных органов, координирующих проведение общей внешнеторговой политики;
    четвертый этап – это создание общего рынка, который подразумевает свободное передвижение не только товаров и услуг, но и капитала, рабочей силы, технологий. Этот этап требует более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на совещаниях глав государств и правительств участвующих стран, на встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств;
    пятый этап – это экономический союз (или экономический и валютный союз), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики, унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной (в том числе и использование единой валюты). На этом этапе правительства согласованно отказываются от части своих функций и уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударст-венных органов.

3.    Экономические эффекты международной экономической интеграции
Международная экономическая интеграция приводит к возникновению двух типов эффектов:
    статические эффекты, проявляющиеся сразу после создания интеграционного объединения, вследствие перераспределения существующего капитала, труда и других ресурсов стран-участниц интеграционного объединения;
    динамические эффекты, проявляющиеся позднее и влияющие на производственные мощности, производительность, темпы экономического роста в интегрированных экономиках.
Экономические эффекты экономической интеграции исследует теория таможенных союзов, так как подобные эффекты проявляются на этапе создания зоны свободной торговли или таможенного союза.
Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты расширения торговли и отклонения торговли. Так как таможенный союз предусматривает снятие ограничений на внутриинтеграционную торговлю и одновременное сохранение ограничений на торговлю с третьими странами, то он может оказывать на торговлю как положительное, так и отрицательное воздействие. Положительное воздействие получило название эффект расши-рения торговли.
Эффект расширения торговли достигается в том случае, если устранение ограничений на торговлю стимулирует увеличение объемов торговли между интегрирующимися странами и не происходит сокращения объемов торговли с третьими странами. Эффект расширения торговли будет иметь место, если экономики интегрирующихся стран являются конкурентоспособными и обладают диверсифицированым производством. Чем больше стран интегрируются друг с другом, и чем больше их размер, тем выше вероятность преобладания эффекта расширения торговли.
Отрицательное воздействие таможенного союза на торговлю получило название эффект отклонения торговли.
Эффект отклонения торговли – это покупка интегрирующимися странами друг у друга тех товаров и услуг, которые они до создания интеграционного объединения покупали по более низким ценам у третьих стран. Эффект отклонения торговли возникает в том случае, когда экономики интегрирующихся стран были до создания интеграционного объединения взаимодополняемыми, т.е. имели взаимную специализацию.
Ко второму типу экономических эффектов международной экономической интеграции относятся динамические эффекты: расширение рынка, рост конкуренции между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, улучшает качество товаров, стимулирует создание новых технологий; использование преимуществ экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки; увеличение притока иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.
Международная экономическая интеграция – закономерный результат развития мирового хозяйства. Теоретические исследования интеграции показывают, что в большинстве случаев позитивные эффекты, которые возникают в результате ее развития, превышают эффекты негативные. Если в результате образования таможенного союза возникает только эффект расширения торговли, то благосостояние всех стран – как участвующих, так и не участвующих в интеграции – повышается. Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние не участвующих стран однозначно ухудшится, а стран-участниц интеграции либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект расширения торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта расширения торговли. При проведении внешнеторговой политики страна должна учитывать как выгоды, которые получит национальная экономика от участия в интеграционном объединении, так и возможные потери.

4.    Интеграционные объединения

В настоящее время в мире действуют более 85 соглашений в области международной экономической интеграции. О значении интеграционных объединений для мировой экономики, ее целостности, динамики развития свидетельствует то, что на долю трех крупнейших из них – ЕС, НАФТА (соглашение о североамериканской зоне свободной торговли), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) приходится 79 % мирового ВВП и 75 % мирового экспорта. На сегодняшний день ЕС является пионером в области интеграционных процессов. Возникший в 1957 г. как объединение 6 государств (Франции, Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга) ЕС насчитывает сейчас в своем составе 27 государств с населением свыше полумиллиарда человек и ВВП, превышающем в пересчете на ППС 10 трлн. долларов. ЕС образовался из трех интеграционных сообществ – Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества, созданных в 50-е гг. XX в.
Основные этапы углубления и расширения европейской интеграции:
1951–1957 гг. – создание 6 странами Европейского объединения угля и стали, Европейского объединения атомной энергии, Европейского экономического сообщества. На этом этапе были увеличены таможенные квоты, снижены таможенные пошлины. В результате товарооборот внутри интеграционного объединения возрос в 9 раз, тогда как оборот стран-участниц с внеинтеграционными источниками – в 3 раза. Темпы прироста ВВП на душу населения ежегодно возрастали на 4 %. Темпы прироста инвестиций были в тот период самыми высокими в мире.
1958–1968 гг. – создание таможенного союза с участием прежних 6 стран. С 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика. В 1968 г. граждане ЕЭС получили право работать в любой другой стране сообщества.
1969–1984 гг. – формирование предпосылок для создания экономического союза. В 1971 г. предпринята первая попытка, зафиксировать друг к другу основные европейские валюты. В 1973 г. в ЕЭС вступили Великобритания, Дания, Ирландия. В 1979 г. граждане стран ЕЭС впервые приняли участие в выборах в Европейский парламент. В 1981 г. в ЕЭС вступила Греция. Проводится совместная политика в области охраны окружающей среды, совместная научно-техническая политика.
1985–1992 гг. – усиление политической интеграции. 1985 г. в ЕЭС вступили Испания и Португалия. В начале 1992 г. в г. Маастрихте подписан договор о Европейском союзе. На этом же этапе вступает в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норвегией и Лихтенштейном).
1992 г. – по настоящее время. Вступление в 1995 г. в ЕС Австрии, Финляндии, Швеции. Создание Экономического и валютного союза. В 2004 г. ЕС пополнился 10 новыми членами (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония), а с 01.01.2007 г. в ЕС вошли Болгария и Румыния.
В процессе европейской интеграции проявился ряд проблем: во-первых, идея европейского единства вступает в противоречие с концепцией национального государства, преобладавшей в Европе несколько веков, во-вторых,  для современного этапа интеграции характерно разделение хозяйственных функций. С одной стороны, в ЕС существуют наднациональные механизмы регулирующие торговлю, инвестиции, рынок труда и капитала, с другой – эти механизмы не могут быть достаточно эффективными, если налоговый режим, перераспределение средств через бюджетную систему, находится в компетенции национальных правительств.  
Механизмы управления ЕС
Управление ЕС осуществляют следующие институциональные органы – Европейский Совет, Комиссия ЕС, Совет министров, Европейский парламент и Суд ЕС. С 1999 г. начал действовать Европейский центральный банк.
Главными органами ЕС являются следующие:
    Совет Министров в состав, которого входят представители стран-членов на уровне министров. Совет наделен законодательной властью. Теоретически существует только один Совет, но его состав и название меняются в соответствии с обсуждаемой тематикой. Функционируют несколько советов: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам. Законодательные акты, принимаемые в форме регламентов, носят обязательный характер и включаются в национальное законодательство. Обязательными являются и директивы, но выбор методов их исполнения оставлен на усмотрение государств-членов. В Совете Министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого государства поочередно занимает пост председателя сроком на шесть месяцев;
    Европейская Комиссия (ЕК) – исполнительный орган ЕС, состоит из 20 членов, назначаемых сроком на 5 лет национальными правительствами, но независимыми от них. Каждый из членов ЕК отвечает за определенный участок работы, курирует соответствующее подразделение – генеральный директорат. ЕК обеспечивает соблюдение договоров, выступает с законодательными инициативами, способствует претворению их в жизнь. ЕК обладает большими автономными правами, особенно в отношении политики в области конкуренции и проведении общей экономической политики. ЕК представляет ЕС в ряде международных организаций.
    Европейский Парламент, избирается с 1979 г. всеобщим прямым голосованием во всех странах-членах. Основные функции парламента – участие в законодательном процессе ЕС и контроль за деятельностью ЕК. До принятия Единого Европейского акта в 1987 г. Парламент обладал лишь правами консультирования, после Маастрихтского договора Европарламент получил право принятия решений совместно с Советом Министров по отдельным вопросам законодательства, регулирующего единый рынок, право поручать ЕК разработку предложений по некоторым направлениям политики;
    суд обеспечивает соблюдение законности в интерпретации и выполнении соглашений. Суд рассматривает ходатайства стран-членов и даже любого другого лица, которого лично и непосредственно касается решение Совета Министров и Евро комиссии;
    Европейский Совет, образован в 1974 г., но в то время большими полномочиями не обладал, хотя его роль постоянно возрастала. Впервые его статус был определен в Маастрихтском договоре, согласно которому он "призван давать необходимый импульс развитию Союза и определять его политические принципы".

5.    Участие Украины в интеграционных процессах
В условиях ускорения НТП, формирования глобального разделения и кооперации труда Украина также в той или иной форме принимает участие в интеграционных процессах. Существуют два интеграционных объединения, с которыми стремится взаимодействовать экономика Украины – ЕС и ЕЭП (Единое экономическое пространство, договор о создании которого подписали Россия, Беларусь, Казахстан, Украина). Экономический потенциал ЕС, как по количественным, так и по качественным показателям превосходит соответствующие показатели ЕЭП, но существующие в ЕС экономические, политические, технологические и др. препятствия удерживают его хозяйственные связи с Украиной на доинтеграционном уровне. Главным нормативным документом, составляющим основу современного сотрудничества Украины с ЕС, является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Другим важным документом в системе Украина – ЕС является Декларация Еврокомиссии «Ширша Європа – сусідство: нові рамки відносин із східними та південними сусідами” (2003 г.). Конкретизация положений этих документов осуществлена в Плане действий системы Украина – ЕС, принятом на ближайшие три года. Следующим этапом такого сотрудничества должны стать подготовка соглашения о свободной торговле и предоставление Украине статуса Ассоциированного члена ЕС.
В сентябре 2003 г. было объявлено о создании нового регионального интеграционного объединения – Единого экономического пространства. Цель ЕЭП – согласование экономической политики по ряду направлений, гармонизация соответствующего законодательства, образование в перспективе единой регулирующей межгосударственной комиссии по торговле и тарифам, обладающей наднациональными полномочиями. Под ЕЭП государства-участники понимают экономическое пространство, объединяющее их таможенные территории. Функционирующие в его рамках механизмы регулирования экономик должны быть основаны на единых принципах, способствующих свободному перемещению товаров, услуг, капитала, рабочей силы. При этом необходимо проводить единую внешнеторговую и согласованную в целях обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности денежно-кредитную, налоговую, валютно-финансовую политику. Соглашение о формирование ЕЭП носит рамочный характер, по оценкам экспертов, для его реализации только на первоначальном этапе требуется разработать и принять более 50 документов.
ЕЭП рассматривается Украиной как инструмент решения экономических задач, устранения противоречий между странами и стимулирования дальнейшего развития национальных экономик. В рамках ЕЭП Украина предполагает создать зону свободной торговли без изъятий и ограничений, что сняло бы препятствия на пути украинской продукции в Россию, расширило бы возможности продвижения капиталов, услуг, рабочей силы. Украина четко сформулировала свои внешнеэкономические приоритеты – интеграция в европейские экономические структуры. Об этом свидетельствует и оговорка Украины применительно к Соглашению, что она «будет принимать участие в формировании и функционировании ЕЭП в пределах, соответствующих Конституции Украины». Вместе с тем, несмотря на объявленный Украиной курс на интеграцию с Евросоюзом для нее необходимы развитие торговли и продвижение своих товаров на рынки стран ЕЭП. Экономической интеграции России и Украины способствуют исторические и культурные связи, отсутствие значительных языковых барьеров. При оценке возможностей экономической интеграции государств важную роль играют показатели образовательного и интеллектуального потенциала населения. По данным ЮНЕСКО по интеллекту нации Украина и Россия занимают соответственно 23 и 27 места в мире. По ряду причин (общность технологического уровня, качество изделий) экономики Украины и России являются взаимодополняемыми. Вместе с тем, многие хозяйственные связи, сформировавшиеся в СССР воспроизводить в новых условиях невозможно или экономически нецелесообразно. Их эффективность до недавнего времени была обусловлена низким уровнем цен на сырье и материалы. Изменение в соотношении цен на сырье и энергоносители, возросшие транспортные тарифы выявили неэффективность многих хозяйственных связей.
Таким образом, то обстоятельство, что экономики Украины и России были некогда частями единого народнохозяйственного комплекса, не означает легкости и высоких темпов интеграционных процессов. Реальная интеграция возможна и необходима для государств, имеющих высокоразвитый экономический потенциал. Динамика процессов экономической интеграции зависит от степени реализации рыночных реформ. Реформирование экономических отношений в России и Украине осуществляется на основе различных подходов к выбору приоритетов, этапов и сроков их достижения. Это обусловлено объективными различиями в социально-экономическом положении, соотношении общественно-политических сил. Следовательно, в течение какого-то периода времени после распада СССР реальная экономическая интеграция между Украиной и Россией усложняется по ряду объективных экономических причин. Тем не менее, необходимо помнить, что в соответствии с теорией «второго лучшего» хотя интеграция и не является лучшим вариантом торговой политики, в большинстве случаев положительные эффекты интеграции преобладают над отрицательными.

Конструктор сайтов - uCoz