Приветствую Вас, Гость

Для просмотра данного элемента установите Flash Player



banner-120x600-Earn_on_Forex_GIF









2.    Международная торговля услугами
Сфера услуг занимает все больший удельный вес в международной экономике. В настоящее время по оценкам Мирового банка услуги составляют около 68 % мирового ВВП.
В соответствии с определением Мирового банка услуга – это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.
Под торговлей услугами понимается их поставка несколькими способами. Во-первых, трансграничная поставка, то есть поставка услуг с территории страны, где находится поставщик, на территорию страны, где находится потребитель, например дистанционное обучение. Во-вторых, это потребление за рубежом, предполагающее передвижение потребителя или перемещение его собственности в страну, где услуга оказывается (например, услуги, оказываемые местными гидами в зарубежной туристической поездке). В-третьих, коммерческое присутствие одной страны на территории другой, где и предоставляется услуга (деятельность иностранного банка). В-четвертых, это перемещение физических лиц, например, специалиста по управленческому консультированию или врача на территорию страны, где находятся потребители услуг.
Одним из основных актов, регулирующих международную торговлю услугами, является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг.
Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций. Большая часть из них производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть является неторгуемой.
И торговля товарами, и торговля услугами входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Но существуют и качественные различия между товарами и услугами:

Однако существуют многочисленные исключения, например некоторые услуги, вполне осязаемы (компьютерная программа), вполне видимы (модельная стрижка), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (выдача денег в банкомате).
В аналитических целях используются различные критерии для классификации услуг. В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги делятся на:
    факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
    не факторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).
Это деление важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на не факторных услугах.
В соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:
    услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;
    услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование;
    услуги, связанные одновременно и с торговлей и с инвестициями – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, культурные услуги.
Международная торговля услугами развивается в последние годы высокими темпами, этому способствует НТП, в частности развитие информационных технологий, возрастание потребления услуг в большинстве стран мира, рост открытости национальных экономик. Производители услуг интегрируются в систему мирохозяйственных связей по многим направлениям: обеспечивают растущие транспортные, коммуникационные и культурные связи. Увеличение объемов других видов коммерческих услуг сопровождается изменением их функций: многие из них ранее опосредовали движение товаров, а сейчас реализуются на самостоятельной основе. С середины 70-х гг. XX в. объемы международной торговли услугами в мировом хозяйстве по темпам прироста опережают товарную массу. Доля услуг в общей стоимости экспорта товаров и услуг за 1980–2003 гг. возросла с 20 до 31 %. Особенно быстро развивается торговля высокотехнологичными и наукоемкими услугами – финансовыми, информационными, инженерно-строительными, консалтинговыми, аудиторскими, страхования. Их удельный вес в стоимости экспорта коммерческих услуг возрос с 16 % в 1980 г., до 42 % в 2003 г., при снижении доли туристических поездок и транспортных услуг. По данным ВТО (Всемирной торговой организации) в 2005 г. мировой экспорт коммерческих услуг составил 2414,7 млрд. долларов против 362 млрд. в 1980 г. Лидером в торговле услугами являются США, доля которых в мировом экспорте и импорте коммерческих услуг составила 14,6 и 12,2 % соответственно. В пятерку стран с наибольшими объемами экспорта и импорта услуг, кроме США, в 2005 г. входили Великобритания, Германия, Франция, Япония.
В Украине также растет удельный вес услуг в общем объеме внешнеторговых операций, так за 1 полугодие 2006 г. экспорт услуг увеличился на 22,6 % и составил 3522,9 млн. долларов США, импорт – на 20,8 % и составил 1588,6 млн. долларов США. Украина осуществляла внешнеторговые операции услугами с 197 странами. Наибольший удельный вес в экспорте занимают транспортные (74,6 %), профессиональные и технические (10,8 %) услуги, в импорте – транспортные (20,8 %), деловые, профессиональные, технические (18,1 %), государственные (17,4 %), финансовые (10,6 %) услуги.
3.    Инструменты анализа международной торговли
Международная экономика изучает не только международную торговлю, но и то воздей-ствие, которое она оказывает на экономический рост и распределение доходов между странами.
Условия торговли – это соотношение экспортных и импортных цен определенного товара, страны в целом.
Условия торговли  измеряются с помощью индекса:

где Т – условия торговли; Px – индекс экспортных цен; Pim – индекс импортных цен.
Графически условия торговли выглядят следующим образом (рис. 2.3).
Где RS – относительное предложение товаров на экспорт; RD – относительный спрос на импорт; Qx/Qim – отношение объемов экспорта и импорта.  
Рост величины индекса, например, со 100 до 105 свидетельствует об улучшении условий торговли данной страны, т. е. меньшее количество экспорта потребуется для того, чтобы оплатить данное количество импорта. Все страны стремятся улучшить условия торговли, т. е. добиться более благоприятного соотношения цен на импортируемые и экспортируемые товары.

Рисунок 2.3 – Условия торговли
Относительный спрос на импорт характеризуется понятием эластичность. Эластичность импорта – изменение спроса на импорт, в результате изменения условий торговли:

где Eim – эластичность спроса на импорт, ΔIM, % – процентное изменение объемов импорта, ΔPim, % – процентное изменение цены импорта.
Если Eim > 1, то спрос на импорт эластичный, если Eim < 1, то спрос на импорт неэластичный. Рост индекса условий торговли приведет к увеличению расходов страны на импорт, в том случае, если спрос на импорт является эластичным (подобная ситуация наблюдается в последние годы в России) и сократить расходы на импорт, если спрос на импорт не эластичен. Но возможности импорта страны ограничены возможностями ее экспорта, следовательно, при эластичном импорте и снижении цены на него, объем экспорта должен возрасти.
Эластичность экспорта – изменение предложения товаров на экспорт, в результате изменения условий торговли:

где, Ex – эластичность экспорта, ΔX, % – процентное изменение объемов экспорта; ΔPim, % – процентное изменение цен на импортные товары.
Эластичность экспорта и эластичность импорта – это две стороны одного процесса. Высокая эластичность предложения товаров на экспорт позволяет производителям быстро реагировать на изменение конъюнктуры мирового рынка, низкая эластичность может привести к социально-экономическим проблемам. Так, в 70-е гг. XX в. в силу развития ресурсосбе-регающих технологий импортный спрос развитых стран на сырье из развивающихся стран (традиционная статья экспорта развивающихся стран) сократился. Условия торговли развивающихся стран ухудшались, но потребность в промышленных товарах, импортируемых из развитых стран, увеличивалась. Низкая эластичность не позволяла быстро изменять структуру производства. Для преодоления возникшей проблемы часть развивающихся стран пошла по пути импортозамещения, кроме этого в 1974 г. развивающиеся страны выдвинули концепцию нового международного экономического порядка.
Проблемы влияния экономического роста на международную торговлю являются предметом дискуссий для экономистов. Экономический рост с точки зрения воздействия на международную торговлю может быть:
    экспорторасширяющим – непропорциональное расширение производственных возможностей страны в направлении выпуска экспортируемых товаров. Такой рост ухудшает условия торговли страны в пользу ее торговых партнеров и сокращает выгоды от увеличения производства. Графически это отражается сдвигом кривой относительного предложения товаров на экспорт (RS) вправо вниз (рис. 2.4). Крайний случай экспорторасширяющего роста – это так называемый экономический рост, не выводящий из нищеты, т.е. такое ухудшение условий внешней торговли страны, при котором ее положение станет еще хуже того, в котором она оказалась, если бы вообще не стремилась к экономическому росту. Теория экономического роста, не выводящего из нищеты, получила распространение 50-60-е годы XX в., сейчас большинство экономистов считают, что теория не имеет практического значения;
    импортозамещающим – непропорциональное расширение производственных возможностей страны в направлении производства импортируемых товаров. Такой рост улучшает условия торговли страны и увеличивает выгоды от роста производства. Графически это отражается сдвигом кривой относительного предложения товаров на экспорт (RS) влево вверх (рис. 2.5).
    нейтральным – пропорциональное расширение производственных возможностей страны в направлении выпуска экспортируемых и импортируемых товаров. Такой рост не изменит условия торговли страны.
Практическое значение исследований воздействия на международную торговлю экономического роста заключается в следующем:
    выбор внешнеэкономической политики между экспорторасширяющим и импортозамеща-ющим экономическим ростом актуален в случае, когда страна достаточно велика, чтобы изменение ее относительных цен на экспорт и импорт влияло на мировые цены;
    увеличение инвестиций в импортозамещающие отрасли улучшает условия торговли страны, рост инвестиций в экспортно-ориентированные отрасли ухудшает условия торговли страны.

Для анализа зависимости между внутренним и внешним макроэкономическим равновесием используется модель торгуемых/неторгуемых товаров (ТНТ). Предложение в модели представлено следующим образом: учитывается только один фактор производства – труд (L), имеет место полная занятость; производятся как торгуемые (Qt), так и неторгуемые товары (Qn); учитывается предельная производительность труда в производстве торгуемых товаров (Аt) и неторгуемых товаров (Аn). Выразив производство неторгуемых товаров через производство торгуемых, можно получить аналитическую модель границы производственных возможностей, которая показывает максимальное количество неторгуемых товаров, которое можно производить, выпуская при этом торгуемые товары:

Графически эта модель представлена на рис. 2.6 а).

Угол наклона прямой XY (е) равен относительной цене торгуемых товаров, выраженных через цену неторгуемых товаров. В модели это соотношение называют реальным обменным курсом:

Спрос в модели представлен как сумма расходов на торгуемые товары (Сt) и неторгуемые товары (Сn), причем торгуемые и неторгуемые товары потребляются в одинаковой пропорции независимо от уровня расходов, т. е. Сt/Сn –константа.  Графически спрос представлен на рис. 2.6 б).
Совместив графики предложения и спроса ТНТ, можно определить равновесие. Равновесие в модели ТНТ устанавливается в точке D рис. 2.6 в).
Правило ТНТ – повышение совокупного спроса приводит к увеличению производства неторгуемых товаров, сокращению производства торгуемых товаров и относительному росту импорта.
Данное правило позволяет анализировать и объяснять экономические ситуации, связанные с резким изменением в доходах страны или стоимости природных ресурсов. Такие ситуации в экономической науке получили название «голландская болезнь». Увеличение доходов от экспорта природных ресурсов способствует повышению равновесного обменного курса и/или общего уровня заработной платы, ограничивая конкурентоспособность иных торгуемых секторов экономики.
Укрепление национальной валюты также приводит к увеличению покупательной способности населения (по мере удешевления импортных товаров) и, следовательно, к повышению уровня жизни. Рост потребления стимулирует развитие производства в неторгуемом секторе. Но под угрозой оказывается конкурентоспособность продукции торгуемых секторов, не связанных с добычей природных ресурсов. Укрепление национальной валюты, вызывающее сильное воздействие на не сырьевые торгуемые сектора, может негативно сказаться на равновесном уровне занятости. Добывающий сектор обеспечивает не так много рабочих мест. Следовательно, если под влиянием повышения обменного курса начинает формироваться более капитало- и менее трудоемкая модель производства в других отраслях промышленности, то это может привести к соответствующему сокращению занятости. Потенциальный негативный эффект можно смягчить, используя возможности налоговой системы: увеличить прямое обложение добывающего сектора, сохраняя при этом его прибыльность на уровне, обеспечивающем дальнейшее развитие, а возросшие налоговые поступления использовать для снижения общего налогового бремени в экономике.

Конструктор сайтов - uCoz