Приветствую Вас, Гость

Для просмотра данного элемента установите Flash Player



banner-120x600-Earn_on_Forex_GIF









ТЕМА 7. Международная миграция рабочей силы

1.    Формирование международной системы миграции рабочей силы
Международная миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие, вызванное причинами экономического (различия в уровне оплаты труда) и иного характера. Одним из наиболее распространенных объяснений миграции является следующее: миграция обусловлена суммарным действием факторов, имеющих экономическую, демографическую, социальную, политическую природу. Основным детерминантом миграции является разрыв между разными группами стран в уровнях экономического развития и уровнях и качестве жизни людей.
Международная миграция рабочей силы принимает форму эмиграции (выезд) и иммиграции (въезд). Разность этих потоков образует миграционное сальдо. Количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. В соответствии с методологией составления платежного баланса нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. Показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций.
По данным ООН, в 2005 г. общее количество международных мигрантов составило 191 млн., по сравнению с 1970 г. их число выросло в 2 раза. Около 60 % проживают в более развитых регионах. В 90-гг. XX в. нетто-иммиграция в развитых регионах обеспечила 56 % демографического прироста, в том числе в Западной Европе – 89 %. В основных странах иммиграции мигранты составляют 10–25 % экономически активного населения. По данным социологических опросов 59 % опрошенных украинцев в возрасте от 30 до 54 лет хотели бы выехать работать за рубеж, при объяснении преобладали экономические причины (но только 16 % из опрошенных имели высшее образование).
Начало формированию мировой системы миграции трудовых ресурсов было положено западноевропейскими странами. В XVI­XVII вв. Англией, Португалией, Францией, Голландией и Данией были насильственно вывезены для работы в Новом Свете 15 млн. жителей Африки. После отмены рабства колониальные державы стали привлекать на свои заморские территории иностранных работников на контрактных условиях. Основную часть таких мигрантов составляли выходцы из Индии и Китая. По оценкам МОТ, в подобную миграцию в XIX – начале XX вв. были вовлечены от 12 млн. до 37 млн. человек. Одновременно усилилась эмиграция и из самой Европы. Если после открытия Америки до 1800 г. в Новый Свет переехали около 2 млн. европейцев, то в 1846–1939 гг. в условиях демографического подъема – уже 60 млн. человек, из которых 38 млн. направились в Америку, 7 млн. – в Канаду, 7 млн. – в Аргентину, 4,6 млн. – в Бразилию. Вплоть до середины прошлого века европейцы составляли большинство всех ме-ждународных мигрантов.
После Второй мировой войны система международной экономической миграции подверглась изменениям. В составе миграционных потоков повысился удельный вес мигрантов из развивающихся стран. Например, в США в 1951–1990 гг. доля выходцев из стран Латинской Америки и Азии увеличилась с 12 до 88 % от общего числа иммигрантов, доля же европейцев упала до 10 %. Западная Европа, испытывая в послевоенный период нехватку трудовых ресурсов, сама стала центром притяжения мигрантов. В 50-е гг. западноевропейские страны инициировали крупномасштабный импорт полуквалифицированной рабочей силы. За два с небольшим десятилетия в регион прибыли около 20 млн. иностранных работников. Причем 2/3 из них были сосредоточены в Германии и Франции, где составляли 10–12 % рабочей силы. Привлечение рабочей силы из-за рубежа осуществлялось западноевропейскими странами двумя способами: временный прием иностранных работников на принципах ротации и прием поселенцев. К первому типу относилась иммиграционная политика Германии, ко второму – иммиграционная политика Великобритании. В иммиграционной политике Франции сочетались оба подхода. В 60-е гг. трудовая миграция (исключая жителей колоний Великобритании и Франции) носила, как и предусматривалось, возвратный, обусловленный экономической конъюнктурой характер. В последующие годы после прекращения западноевропейскими странами в период экономического кризиса начала 1970-х гг. импорта рабочей силы, все больше мигрантов стали уклоняться от возвращения на родину. Для репатриации иностранным работникам предоставлялись единовременная финансовая помощь, а также возможность прохождения курсов переподготовки, организованных совместно со странами-экспортерами рабочей силы. Но такие меры не принесли ожидаемых результатов: из 20 млн. мигрантов, работавших в Западной Европе, на родину вернулась половина.
Западноевропейские страны в течение длительного периода воздерживались от возобновления импорта рабочей силы. Тем не менее, и в условиях антииммиграционных рестрикций 1970–1980-х годов правительства под давлением предпринимателей соглашались на приглашение иностранных работников. И, несмотря на то, что граждане ЕС еще в 1968 г. получили право свободы передвижения и занятости на его территории, по сравнению с численностью мигрантов из третьих стран, численность граждан ЕС, работавших за пределами стран происхождения (около 2,5 млн. человек), была ниже, и не превышала 44 % иностранного персонала европейских предприятий.
В послевоенные годы в США трудовая иммиграция, осуществлявшаяся в отличие от Германии и Франции главным образом по частным каналам, также приняла большой размах. В соответствии с программой "Брасеро", инициированной еще в годы Второй мировой войны и осуществлявшейся до 1964 г., мексиканским рабочим разрешалось временно работать в США. За время действия программы было принято около 5 млн. работников, занятых в основном в сельском хозяйстве США. Столько же мексиканских мигрантов прибыли в этот период в страну нелегально, что послужило поводом для прекращения действия программы.
В современной структуре экономической миграции согласно классификации В. Бенинга, выделяются четыре основных типа:
    миграция неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы для временной работы по контракту;
    миграция для постоянной работы за рубежом;
    миграция технических и управленческих работников, бизнесменов и лиц, занятых реализацией заграничных проектов, включающая индивидуальную миграцию профессионалов и бизнесменов по собственному усмотрению; передвижение менеджеров и технических специалистов в рамках ТНК. Но этот тип характеризуется небольшими масштабами. Например, доля американских граждан, занятых в 1989 г. в зарубежных филиалах; ТНК (в основном на высших должностях), не превышала в среднем 0,3 % их персонала, что связано с высокими расходами на содержание таких служащих за границей и более выгодными условиями найма местного высококвалифицированного персонала, а также активным использованием передовых средств связи;
    миграция с целью получения профессионального образования и практической подготовки, организуемая более развитыми государствами для продвижения на зарубежные рынки и последующего использования своих технологий, оборудования, опыта работы и т. д.
Первые два типа миграции характеризуются наибольшей массовостью.
На рубеже XX–XXI вв. в развитых странах вновь обострилась проблема нехватки трудовых ресурсов, вызванная падением рождаемости и усилением структурных диспропорций на рынке рабочей силы. Численность экономически активного населения "стареющего континента'' сократится со 145 млн. в 1990 г. до 135 млн. человек в 2020 г. Чтобы к 2050 г. удержать численность населения ЕС на уровне 2000 г., надо ежегодно принимать 949 тыс. иностранцев.

2.    Направления и структура миграционных потоков

В силу экономических причин основные потоки мигрантов направляются из стран с низкими доходами в страны с более высокими доходами. Следующие страны и регионы, являются основными импортерами рабочей силы:
    США, Канада, Австралия. Как наиболее экономически развитая страна современного мира, США являются основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Ежегодно туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивался в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек;
    Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран, стран Северной Африки, Ближнего Востока, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оценивался на уровне 180 тыс. человек в год;
    нефтедобывающие ближневосточные страны. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие;
    новые индустриальные страны привлекают мигрантов нанимающихся на временные работы. Это характерно для  Южной Кореи и Малайзии.
Хотя для миграции профессионалов характерно в первую очередь движение из бедных стран в богатые, отмечаются также и обратные потоки, и циркуляция между развитыми государствами. Так, в последние десятилетия наблюдалась интенсивная возвратная миграция из США, главным образом в Южную Корею и на Тайвань, обусловленная быстрым экономическим ростом в этом регионе. В середине 1990-х годов ежегодно страну покидали 200 тыс. американцев иностранного происхождения, значительную часть которых составляли профессионалы.

3.    Экономические эффекты миграции рабочей силы
Как отмечалось выше, основная экономическая причина межстрановой миграции рабочей силы – это различия в уровне оплаты труда, связанные с относительно разной обеспеченностью стран трудовыми ресурсами. Причины и экономические эффекты международной миграции рабочей силы представлены графически на рис. 7.1.

Рисунок 7.1 – Экономические эффекты международной миграции
рабочей силы
Количество рабочих, занятых в экономике страны А, показано на горизонтальной оси слева (отрезок 0L1), а количество рабочих, занятых в экономике страны Б – на горизонтальной оси справа (отрезок L10*). На левой и правой вертикальных осях отражены значения предельного продукта труда соответственно для отечественной экономики (MPL) и для зарубежной экономики (MPL*). Миграция рабочей силы из отечественной в зарубежную экономику привела к сокращению занятых в отечественной (отрезок 0L2), и увеличению их в зарубежной экономике (отрезок L20*). В результате произошло выравнивание ставок реальной заработной платы, увеличилось общемировое производство, на величину, соответствующую площади треугольника АВС. При этом доходы владельцев других факторов производства в стране экспортирующей рабочую силу сократились, а доходы владельцев других факторов производства в стране, импортирующей рабочую силу, возросли.
Международная миграция рабочей силы оказывает влияние на темпы экономического роста. Сторонники неоклассического подхода считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей стороны, а экономическое состояние страны, из которой происходит эмиграция, остается прежним. Неокейнсианцы признают возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники.
Воздействие иммиграции на динамику экономического роста в странах приема оценивается как двойственное. Считается, что высококвалифицированная рабочая сила оказывает позитивное долгосрочное влияние на хозяйственное развитие. Неквалифицированная рабочая сила вызывает неоднозначные последствия: с одной стороны, привлечение низкоквалифицированных иностранцев в те или иные отрасли может привести к снижению производительности труда в них, но, с другой стороны, при нехватке местных работников и отсутствии иностранных, производство могло бы сократиться. Заполняя пустующие ниши, иммигранты содействуют более эффективному применению квалификации местных кадров и тем самым – повышению производительности их труда. Иммигранты вносят весомый вклад в развитие экономики принимающих стран. Так, в ФРГ в 1972 г в пик трудовой миграции, иностранные работники произвели свыше 30 % ВВП, В США они дают чистую прибыль в 10 млрд. долл. в год. Широкое использование дешевого низкоквалифицированного иностранного труда явилось основой функционирования ряда традиционных отраслей (хотя в некоторых случаях это замедляет процесс модернизации производства). Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии – 40 % строительных рабочих, в США – 70 % работников, занятых в сельском хозяйстве. Нельзя отрицать и негативные последствия им-миграции, которые в развитых странах связаны с понижением, в результате притока иммигрантов, реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12 классов – иммигрант. Иммигранты занимают места в секторах, производящих неторгуемые товары, которые иначе могли бы перейти к местным рабочим, вытесненным из секторов, производящих торгуемые товары.
Активное развитие новейших отраслей во многом обусловлено привлечением высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Только в компаниях Силиконовой долины США трудятся более 2 млн. квалифицированных иностранцев – программистов, инженеров-компьютерщиков и др. Благодаря развитию современных средств коммуникаций, в первую очередь Интернета, возникли дистанционные формы использования рабочей силы, позволяющие специалистам других государств работать на иностранных заказчиков, не покидая своей родины.
Система подготовки и переподготовки кадров не может обеспечить экономику нужными ей работниками в короткие сроки. Поэтому с обострением мировой конкурентной борьбы, разворачивающейся вокруг наукоемкой продукции, переманивание зарубежных умов (в особенности из стран с развивающейся и переходной экономикой) становится одним из самых эффективных ее методов.
Влияние иммиграции на бюджет различается в долгосрочном и краткосрочном плане, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Например, обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с иммиграцией, но через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, они будут осуществлять налоговые платежи в государственный бюджет. Согласно исследованиям, проведенным в США и Канаде, средний иммигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения.
Если вновь прибывшие иностранцы оказывают краткосрочное негативное воздействие на бюджет, испытывая сложности в трудоустройстве или имея низкооплачиваемую работу и нуждаясь из-за этого в усиленной государственной поддержке, то с увеличением срока пребывания в стране и доходов мигрантов, их выплаты в бюджет растут, а получаемые ими пособия сокращаются.
Страна, экспортирующая рабочую силу, получает оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу. С другой стороны, отток  высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их научного и культурного уровня.
Существует взаимосвязь между значением душевого ВВП и влиянием, которое иммиграция оказывает на экономический рост страны. В более бедных странах воздействие иммиграции на экономический рост отрицательное, а в более богатых – положительное. Возможно, это объясняется тем, что бедные страны не могут проводить рациональную иммиграционную политику. Мигранты, пребывающие в такие страны менее образованны (например, беженцы из других бедных стран), чем в среднем население принимающей страны. Увеличение рабочей силы в таких странах снижает капиталовооруженность в расчете на одного работника, и тем самым отрицательно влияет на экономический рост. Иммиграция в более богатые страны состоит из более квалифицированных работников, так что выгоды от импорта человеческого капитала превышают издержки от снижения капиталовооруженности. 67 % иммигрантов в США и 88 % иммигрантов в страны ОЭСР имеют, по крайней мере, среднее образование и в целом более образованны, чем остальное население страны, из которой они уехали.

4.    Миграционная политика
Уже в конце ХVШ в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. Современная миграционная политика активно выполняет экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства.
Главные барьеры, разделяющие страны сегодня, установлены не на путях движения товаров или капитала, а на путях движения рабочей силы. «Если бы творцы мировой политики были действительно заинтересованы в максимизации экономической эффективности в глобальном масштабе, они бы не тратили особых сил на новые раунды торговых переговоров или на создание новой международной валютно-финансовой системы. Они все были бы заняты либерализацией ограничений на миграцию», – считает американский экономист Д. Родрик.
В отношении миграции современный мир гораздо менее глобализирован, чем 100 лет назад. При этом транспортные издержки миграции сократились до минимума, а ставки заработной платы к началу XXI в. различались примерно в 100 раз (в 2000 г. – 32 доллара США в час в Германии и 0,25 доллара в час в Индии). Следовательно, стимулы к международной миграции возросли, а ее фактического увеличения не произошло из-за ужесточения западными странами миграционного контроля. Миграционная политика развитых стран формируется на основе сопоставления выгод, получаемых от иммиграции квалифициро-ванных специалистов из развивающихся стран и потерь, возникающих из-за необходимости делиться с вновь прибывающими мигрантами общественными благами и социальными трансфертами.
Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Поощряется приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование.
В США в 1990 г. квота ежегодно принимаемых на постоянное местожительство экономических мигрантов была повышена до 140 тыс. человек. При предоставлении неиммиграцпонных виз иностранцам, приглашающие их предприниматели должны не только спонсировать приезд, но и доказать, что среди граждан США или постоянных жителей нет подобных работников. Американские компании лоббируют увеличение количества виз для специалистов в области информационных технологий, нехватка которых, как они отмечают, замедляет экономический рост, и протестуют против законодательного ограничения въезда квалифицированных специалистов. За каждого приглашенного иностранного специалиста американские компании должны отчислять в госбюджет США 2 тыс. долл., а если доля иностранной рабочей силы в компании превысит 15 %, то – 3 тыс. долл. Эти средства должны идти на подготовку и переквалификацию самих американцев, которые смогут работать в данной сфере. Предприниматели, нелегально нанимающие иностранцев, подвергаются штрафу до 10 тыс. долл.
Происходящие в американской иммиграционной политике изменения означают постепенный отход от системы семейной иммиграции в пользу приема мигрантов на основе профессионально-квалифицикационных признаков, являющихся приоритетными в других традиционных странах иммиграции.
В Канаде прием иммигрантов осуществляется в зависимости от числа оценочных баллов за образование, возраст, знание английского языка и профессиональную квалификацию, набранных соискателем. Канадское правительство охотно выдает визы на постоянное местожительство квалифицированным специалистам, имеющим среднее специальное и высшее образование, а также ученые степени в различных областях математики, инженерных наук, вычислительной техники, естественных наук и обладающим опытом работы. В целях привлечения потенциальных предпринимателей, в канадское законодательство еще в 1977 г. была введена категория "коммерческий иммигрант". Это лица, обладающие возможностями и способностями (наличие имущества или средств в размере 300 тыс. канадских долларов, опыта предпринимательства или работы на руководящих должностях) основать, купить либо инвестировать в предприятие, которое позволит создать или сохранить рабочие места для одного или более постоянных жителей Канады, не считая самого предпринимателя и членов его семьи. В эту категорию включались также самостоятельно занятые: консультанты, художники, музыканты и др., намеревающиеся основать или купить в Канаде коммерческое предприятие, на котором сможет трудоустроиться сам владеющий им соискатель. С 1986 г. в канадском законодательстве введена новая категория бизнес-иммигрантов. Такой инвестор должен сделать безотзывные и не гарантируемые государством капиталовложения в одобренный правительством проект на сумму от 250 тыс. канадских долларов сроком минимум на 3 года. Соискателю необходимо представить документальные доказательства своих достижений в предпринимательской деятельности, иметь денежные средства на сумму более 500 тыс. канадских долларов, которые были заработаны собственными силами, а не получены, по наследству, необходимо доказать легальность этих доходов.
Американским законодательством предусмотрено ежегодное выделение 7 тыс. виз для лиц, инвестирующих от 1 млн. долл. в городских районах США и 3 тыс. виз – для инвестирующих более 500 тыс. долл. в сельской местности и создающих как минимум 10 рабочих мест для американских работников.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции: государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. В перечень желательных иммигрантов входят: работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, неквалифицированную работу; специалисты для перспективных отраслей; специалисты с мировым именем; крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие: профессиональная квалификация, ограничения личного характера (возраст, здоровье), количественное квотирование.


Конструктор сайтов - uCoz