Приветствую Вас, Гость

Для просмотра данного элемента установите Flash Player



banner-120x600-Earn_on_Forex_GIF










ТЕМА 5. Нетарифные методы регулирования международной торговли


1.    Количественные ограничения
В любой стране важным вопросом является выбор инструментов торговой политики. Одни страны избирают тарифные, другие – нетарифные. Так, например, развивающиеся страны отдают предпочтение тарифным инструментам, развитые – нетарифным. Рассмотрим основные нетарифные инструменты торговой политики и их влияние на экономику стран.
Количественные ограничения – форма нетарифного государственного регулирования международной торговли, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент.
Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
Квоты классифицируются следующим образом.
По направленности действия:
    экспортные – либо устанавливают долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо вводятся для предотвращения вывоза товара, дефицитного на внутреннем рынке;
    импортные – вводятся для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса.
По охвату:
    глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от страны-экспортера или импортера. Назначение таких квот заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления;
    индивидуальные – квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар.
Рассмотрим влияние квоты на экономику страны.
Влияние импортной квоты на экономику страны
Рисунок 5.1 – Влияние импортной квоты на экономику страны

Внутреннее предложение товара составляет Sd, а спрос – Dd. Предложение из-за рубежа неограниченно и составляет Sw по мировой цене Pw. При цене Pw внутреннее производство составляет Q1, потребление – Q4, импорт – Q4Q1. При введении импортной квоты в размере Q3Q2 внутренние цены повысятся до Pq, внутренне производство увеличится до Q2, внутренний спрос сократится до Q3, импорт уменьшится до размеров квоты Q3Q2. Как и в случае импортного тарифа, сокращение излишка потребления составит сумму сегментов a+b+c+d. Сегмент а – эффект доходов, d – эффект потребления. совокупные экономические потери составят b+d.
Таким образом, в случае квоты возникают такие же эффекты, как и в случае тарифа, однако существуют различия в оценке эффекта дохода. В случае импортного тарифа эффект дохода заключается в перераспределении доходов от потребителей в государственный бюджет. В случае импортной квоты доходы перераспределяются от потребителей в пользу импортирующих компаний, которые покупают Q3Q2 товара по мировой цене Pw и продают его по внутренней цене Pq, т. е. импортеры получают дополнительные доходы.
Также существует и другое различие между импортным тарифом и импортной квотой, которое заключается в разной силе ограниченного эффекта. Так, в случае роста спроса на товар при импортном тарифе произойдет увеличение его цены. Таким образом, в случае роста спроса на товар импортная квота имеет более ограниченный характер, поскольку позволяет удерживать импорт в заданных объемах. Импортные квоты легче поддаются управлению, то могут приводить к монополизации рынка.
С квотированием тесно связан другой инструмент торговой политики – лицензирование.
Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может выступать составной частью процесса квотирования и в этом случае лицензия представляет собой документ, подтверждающий право ввоза или вывоза товара в рамках квоты. Также лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования  и при этом приобретает ряд конкретных форм:
    разовая лицензия – разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемая правительством фирме на осуществление данной сделки;
    генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз товара в течение года без ограничений количества сделок;
    глобальная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз данного товара в любую страну мира за определенный период времени без ограничения количества или стоимости;
    автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения заявки, которая не может быть отклонена.
Можно выделить следующие механизмы распределения лицензий:
    аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Данный механизм является наиболее эффективным способом распределения лицензий;
    система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предыдущий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров;
    распределение лицензий на внеценовой основе – выдача лицензий тем фирмам, который продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом.
Многие страны используют лицензирование, причем развитые страны чаще всего используют его вместе с квотированием, развивающиеся – как средство регулирования объемов импорта.
Наряду с квотированием и лицензированием среди количественных методов регулирования международной торговли выделяют также «добровольные» экспортные ограничения – метод, при котором страна-экспортер берет на себя обязательство по ограничению экспорта в данную страну. Введение «добровольных» экспортных ограничений является, как правило, вынужденной мерой. Они вводятся в результате политического давления страны-импортера либо влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры.
«Добровольное» экспортное ограничение – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве экспортера ограничить или хотя бы не расширять объем экспорта
Экономические эффекты «добровольного» экспортного ограничения
Рисунок 5.2 – Экономические эффекты «добровольного» экспортного ограничения
Внутреннее предложение товара в стране составляет Sd, а спрос – Dd. Предложение из-за рубежа неограниченно и составляет из первой страны S1 по цене Р1, а из второй страны – S2 по цене Р2. В данной ситуации внутреннее производство товара составит Q1, потребление – Q7 , импорт товара –  Q7Q1, который полностью придется на первую страну, т. к. товары из второй страны слишком дороги. Правительство первой страны вводит «добровольное» экспортное ограничение в размере Q5 Q3. В результате сокращения внешнего предложения  внутренние цены на товар повышаются до уровня Р3, внутренне производство увеличится до Q3 , внутренний спрос сократится до Q5 , импорт сократится до размеров квоты, т.е. Q5Q3. Излишек потребления сократится на а+b+c+d+e+f+g+h+i+j+k+l. При этом эффект передела составит a+h, эффект дохода – d+e+j+k, эффект потребления – f+g+l.
Эффект дохода улавливается иностранными экспортерами, которые получают возможность повышать цену своего экспорта.
Для импортирующей страны потери не только эффектов защиты потребления, но и эффекта дохода, т.е. всего сегмента b+c+d+e+f+ g+h+i+j+k+l.
Введение «добровольного» экспорта ограничения одной страной зачастую приводит к расширению экспорта другими странами, стремящиеся занять образовавшуюся нишу на рынке импортирующей страны. товар из второй страны, цена на который Р2 в условиях отсутствия «добровольного» экспортного ограничения был неконкурентоспособным, после его введения стал конкурентоспособным, т. к. Р2 < Р3. Вторая страна экспортирует (Q3 – Q2) + (Q6 – Q5 ) единиц товара, что повышает внутреннюю цену импортирующей страны до уровня Р2. Потери для потребителя ограничиваются эффектом защиты и потребления, т.е. b+g. Если первая страна поднимет цены на свой товар до уровня цен второй страны, то увеличит свои доходы только на размер сегментов с+d. Сегменты е+f составят эффект отклонения (сокращения) в торговле, возникающий в связи с тем, что импортер вынужден покупать дополнительное количество товара во второй стране, где цены на него изначально выше, чем в первой. Эффект отклонения является прямой потерей для мировой экономики, поскольку вследствие введения «добровольного» экспортного ограничения ресурсы используются неэффективно. Экспорт дополнительного количества товара, хоть и по более высокой цене, из второй страны приводит к сокращению полных экономических потерь для импортирующего государства, которые со-ставят только сегменты i+j+k+l.
«Добровольные» экспортные ограничения используются преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе.

2.    Скрытые методы торговой политики
Существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма. к ним относятся следующие:
    Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, препятствующие ввозу товаров путем создания соответствующих национальных технических, административных и иных норм и правил, например, требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая мероприятия по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и т.д. Технические барьеры могут выступать не только методом протекционизма, но и средством защиты потребителей.
    Внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на  повышение внутренней цены импортного товара и сокращение его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Данные методы играют дискриминационную роль только в случае их применения по отношению к импортным товарам.
    Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары  только у национальных фирм.
    Требования о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначен для продажи на внутреннем рынке.
Выявление экономических эффектов скрытых методов протекционизма представляется крайне сложным. Однако, следует отметить, что в большинстве случаев скрытые методы приводят к росту цен товаров, что негативно влияет на потребителей и приводит к экспансии неэффективных отраслей. Так, например, в результате введения требования о содержании местных компонентов возникают следующие эффекты: эффект передела-перераспределения дохода в пользу местных производителей из-за роста цен, эффект защиты – потери, возникающие в связи с более низкой эффективностью местного производства по сравнению с зарубежным, эффект потребления – снижение потребления в результате роста цен. таким образом, данная мера, практически как и все скрытые методы, негативно влияет на развитие мировой экономики.

3.    Финансовые методы регулирования международной торговли
Одним из финансовых методов торговой  политики является субсидирование, т. е. предоставление денежных выплат производителям продукции, конкурирующей с импортом, либо экспортной.
По характеру выплат субсидии делятся на:
    прямые – непосредственные выплаты производителю на сумму разницы издержек и доходов;
    косвенные – скрытое датирование через предоставление льгот по уплате налогов, страхования, займов по ставке ниже рыночной и т.д.
Также различают внутренние и экспортные субсидии.
Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Рисунок 5.3 – Экономический эффект внутренней субсидии
В малой стране внутреннее предложение товара составляет Sd, а спрос – Dd. Предложение из-за рубежа неограниченно и составляет Sw по цене Pw. При этом внутреннее производство составит Q1, потребление – Q3, импорт – Q3Q1. При введении внутренней субсидии цена на субсидируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая внутреннего предложения передвигается на уровень Ss. Внутреннее производство возрастает до Q2, импорт сокращается до Q3Q2. при объеме производства Q2 производитель получает за свой товар цену Ps, которая составит из цены, которую платит потребитель Pw и субсидии PwPs. Расход государства составляет PwPs*Q2.
В результате введения субсидии возникают следующие экономические эффекты. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных национальных производителей данного товара в форме производителя – сегмент a. Эффект защиты b возникает в силу того, что неэффективные производители получают возможность продавать свой товар. Как уже отмечалось, при введении внутренней субсидии не происходит повышение цен для потребителей, а, значит, отсутствует эффект потребления, что делает внутреннюю субсидию более предпочтительным инструментом торговой политики по сравнению с квотой или тарифом. Однако, внутренняя субсидия финансируется из бюджета, т.е. за счет налогов.
Экспортная субсидия – финансовый метод товарной политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке и увеличивать экспорт.
Экономический эффект экспортной субсидии
Рисунок 5.4 – Экономический эффект экспортной субсидии
Предложение товара из-за рубежа составляет Sw, а спрос данной страны – Dd. Равновесие достигается в точке E – покупатели в импортирующей стране покупают Q1 товара по цене Pw.
Экспортная цена снижается, предложение товара из-за рубежа увеличивается, кривая предложения смещается на уровень Ss, рыночное равновесие в точку F. При снижении экспортной цены до уровня Ps условия торговли экспортирующего государства ухудшаются, однако увеличивается количество экспортируемого товара до Q2. Из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок и внутренняя цена увеличивается до Pd. Для определения положительного или отрицательного результата от введения субсидии для экспортирующего государства необходимо соотнести выигрыш от увеличения объема экспорта с потерями от понижения экспортной цены. Кроме того, имеет место финансирование из бюджета (четырехугольник ABFD).
Также следует отметить, что экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО запрещены. Импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта, вправе ввести компенсационные пошлины.
В условиях обострения конкурентной борьбы средством подавления конкурентов может выступать демпинг.
Демпинг – финансовый метод торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
Демпинг может выступать в следующих формах:
    спорадический – эпизодическая продажа товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит в случае превышения внутреннего производства товаров емкости внутреннего рынка;
    преднамеренный – временное сознательное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов и последующего установления монопольных цен;
    постоянный – постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;
    взаимной – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
    В основе демпинга лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Допустим, что в экспортирующей стране I рынок данного товара относительно неэластичен по цене, тогда как в импортирующей стране II его эластичность выше (рис. 5.5).
Дискриминация в ценах через демпинг
Рисунок 5.5 – Дискриминация в ценах через демпинг
Пусть DI и DII – спрос на товар в странах I и II соответственно, а предельный уровень доходов составляет MRI и MRII.. На совокупном рынке стран I+II совокупный предельный уровень доходов составляет сумму предельного уровня доходов на каждом из рынков или MRI+II. Пусть предельные издержки у производителя будут равны MC. Оптимальный объем производства, максимизирующий прибыль, предлагает равенство MR и МС и составляет QI+II.
Если у фирмы есть выбор, где продавать товар – внутри страны или за рубежом, то в целях максимизации прибыли MR должен быть равен МС на каждом из рынков. Если известен оптимальный объем производства на совокупном рынке, можно определить оптимальный объем производства на каждом из рынков. При этом справедливо то же правило: MR = МС. Построив прямую от оптимального уровня предельных издержек в т. Е на графике совокупного рынка, находим точки А и С, показывающие предельный уровень доходов MRI и MRII в каждой из стран. Точки А и С определяют, что для максимизации прибыли производителю выгодно продать QI товара по более высокой цене РI на внутреннем, менее эластичном рынке и QII товара по более низкой цене РII на внешнем, более эластичном рынке страны II. В результате возникает ценовая дискриминация местных потребителей, которые покупают товар по более высокой цене, и зарубежных производителей, которые сталкиваются с нечестной конкуренцией со стороны импортных товаров.
Таким образом, необходимыми условиями для осуществления демпинга являются следующие:
    различная эластичность спроса на товар в разных странах – внутри страны она должна быть ниже, чем за рубежом;
    ситуация несовершенной конкуренции, позволяющая производителю диктовать цены;
    сегментированность рынка, что позволяет отделить внутренний рынок от внешнего.
Следует отметить, что демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран. В случае подтверждения факта демпинга страны вводят антидемпинговые пошлины – сборы в размере разницы цен на внутреннем и внешнем рынках, компенсирующие негативные последствия нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Конструктор сайтов - uCoz