Приветствую Вас, Гость

Для просмотра данного элемента установите Flash Player



banner-120x600-Earn_on_Forex_GIF










ТЕМА 3. Теории международной торговли


1.    Меркантилистская теория
Одной из первых экономических доктрин, анализирующих международную торговлю и ее роль в экономическом развитии страны, была доктрина меркантилистов. Ее представители отождествляли богатство страны с золотом и серебром и считали, что при ограниченности золота и серебра, богатство одной страны может увеличиваться только за счет сокращения богатства другой страны. Поэтому меркантилисты полагали, что страна должна как можно больше продавать товаров за рубеж и, тем самым, обеспечивать приток драгоценных металлов в страну и как можно меньше тратить золота и серебра на покупку импортных товаров. В числе конкретных мер, осуществляемых государством для достижения этой цели, назывались следующие: поддержание положительного торгового баланса, регулирование объемов международной торговли с помощью тарифных и нетарифных методов, ограничение вывоза сырья и беспошлинный его ввоз, запрет на торговлю колоний с другими странами кроме метрополий. Такая политика получила название докапиталистический протекционизм.

2.    Классические теории международной торговли
Противоположных взглядов придерживались классики политэкономии А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит впервые обосновал выгоды свободной торговли. Главная идея состояла в том, что основой богатства нации служит разделение труда, и выгоду получают те страны, которые участвуют в международном разделении труда. Международное разделение труда должно осуществляться с учетом абсолютных преимуществ (способностью производить товар с наименьшими затратами), которыми обладает та или иная страна. Предпосылки, на которых основана теория, следующие: учитывается только один фактор производства – труд, в экономике имеет место полная занятость, совершенная конкуренция, отсутствуют государственное вмешательство в регулирование международной торговли и транспортные расходы.
Теория абсолютных преимуществ, сформулированная А. Смитом, гласит, что международная торговля будет взаимовыгодной в том случае, если страны экспортируют товары, которые они производят с абсолютными преимуществами, а импортируют те товары, которые производятся другими странами с абсолютными преимуществами.

Доказательство теории абсолютных преимуществ иллюстрирует таблица 3.1. Как видно из таблицы 3.1, в стране А на внутреннем рынке можно обменять 1 оборудования на 1/3 сырья, если же импортировать сырье из страны Б, то 1 оборудования можно обменять на 1/2 сырья. В свою очередь, в стране Б на внутреннем рынке 1 сырья можно обменять на 2/4 оборудования, а, импортируя оборудование из страны А, за 1 сырья можно получить 2 единицы оборудования. 
Дальнейшее обоснование выгод свободной торговли связано с именем Д. Рикардо, который доказал, что абсолютные преимущества, рассматриваемые А. Смитом, частный случай общего правила. Теория сравнительных преимуществ, Д. Рикардо – основа для объяснения причин и направлений международной торговли. Теория основана на тех же предпосылках, что и теория абсолютных преимуществ, но кроме этого вводится понятие альтернативная (сравнительная) цена – цена одного товара, выраженная через цену другого товара (или затраты труда на производство одного товара, выраженные через затраты труда на производство другого товара).
Теория сравнительных (относительных) преимуществ Д. Рикардо – если страны экспортируют товары, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной независимо от наличия абсолютных преимуществ у торгующих стран.


Доказательство теории Д. Рикардо иллюстрирует таблица 3.2. Как видно из таблицы 3.2 в Португалии издержки на производство сукна составят 2/1 затрат на производство вина, в Англии – 4/3, т. е. относительно меньше. С вином наоборот, издержки на производство вина составят 1/2 затрат на производство сукна, в Англии – 3/4. Следовательно, Португалии выгоднее экспортировать вино, а Англии экспортировать сукно.
При специализации стран на производстве и экспорте тех товаров, где они имеют сравнительные преимущества, наблюдается экономический эффект, который получил название выигрыш от торговли. Выигрыш от торговли можно рассматривать с двух сторон:
    экономия затрат труда;
    рост потребления.
Следовательно, участие страны в международной торговле с учетом сравнительных преимуществ позволяет стране иметь более высокий уровень потребления при имеющихся ресурсах (рис. 3.1).

В 30-е годы XX в. шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин сформулировали теорию соотношения факторов производства. Теория основана на тех же предпосылках, что и теории А. Смита и Д. Рикардо, но учитываются два фактора производства, например труд и капитал или труд и земля. Страны имеют различия в относительной обеспеченности факторами производства. Основные положения теории:
    в странах наблюдается тенденция экспортировать товары, для изготовления которых используются относительно избыточные факторы производства и наоборот импортировать товары, для производства которых необходимы относительно редкие факторы. Например, если страна А относительно капиталоизбыточная по сравнению со страной В (Ка/La > Kb/Lb), то страна А будет экспортировать капиталоемкую продукцию, а импортировать трудоемкую продукцию, страна В, наоборот, экспортировать трудоемкую продукцию, а импортировать капиталоемкую продукцию;
    в международной торговле, при соответствующих условиях, прослеживается тенденция к выравниванию факторных цен;
    экспорт товаров может быть заменен перемещением факторов производства.
Теория Хекшера-Олина не только признает, что взаимовыгодная международная торговля основывается на сравнительных преимуществах, но и выводит причину сравнительных преимуществ: различие в обеспеченности стран факторами производства.
Среди исследований, посвященных практической проверке положений концепции Хекшера-Олина, важное место занимает работа В. Леонтьева. Анализ экономики США, считавшейся капиталоизбыточной показал, что США экспортировали преимущественно не капиталоемкую, а трудоемкую продукцию. Дальнейшие исследования подтвердили этот вывод, но также выяснилось, что капитал не самый избыточный фактор в стране. Выше него стоят обрабатываемая земля и высококвалифицированная рабочая сила. Итак, результаты эмпирических проверок теории Хекшера–Олина носят неоднозначный характер. Ряд экономистов, в частности Д. Трефлер, полагают, что парадокс исчезает, если отказаться от предположения о том, что во всех странах используются одинаковые технологии. Другие экономисты, например, Д. Кисинг полагают, что необходимо делить рабочую силу на квалифицированную и неквалифицированную, и рассчитывать относительные затраты на производство экспортных товаров для каждой из групп отдельно. Еще одно объяснение парадокса связано с таким явлением как реверс факторов производства: один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране в условиях взаимозаменяемости факторов производства.
Тем не менее, теория Хекшера-Олина остается эффективным инструментом исследований влияния международной торговли на экономику стран.
3.    Новейшие теории международной торговли
Экономисты второй половины XX в. выдвинули новые теории, объясняющие различные аспекты международной торговли. Новейшие теории развиваются по следующим направлениям:
    используют принципы классических теорий (теория специфических факторов производства);
    изучают отдельные стороны международной торговли, не опровергая классические теории в це-лом (теория распределения доходов от факторов производства);
    утверждают, что классические теории не объясняют современную международную торговлю и нуждаются в замене новыми теориями (теория эффекта масштаба, модель внутриотраслевой международной торговли, динамические модели международной торговли).

Теория специфических факторов производства
В соответствии с этой теорией в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые возникают в силу разной обеспеченности стран специфическими факторами производства. Факторы, специфические для экспортного сектора, развиваются, а факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом, сокращаются.
Специфический фактор – фактор производства, характерный только для данной отрасли и не могущий перемещаться между отраслями (как правило, это капитал и земля).
Мобильный фактор – фактор производства, свободно перемещающийся между отраслями (примером мобильного фактора производства является труд).
Эта теория основана на законе убывающей отдачи, который утверждает, что каждая дополнительная единица труда, вложенного в производство, обеспечивает все меньший прирост объемов производства.
Теория специфических факторов производства Самуэльсона-Джонса показала, что в результате торговли увеличиваются доходы не всех владельцев избыточного фактора производства, а только тех, которые являются владельцами фактора, специфического для экспортных отраслей страны, и сокращаются доходы не всех владельцев относительно недостаточных факторов производства, а только тех из них, которые владеют факторами, специфическими для отраслей, конкурирующих с импортом. Следовательно, сторонниками свободной торговли будут владельцы относительно избыточных факторов производства, специфических для экспортных отраслей. Сторонниками протекционизма будут владельцы факторов производства, специфических для секторов, конкурирующих с импортом. При этом международная торговля не оказывает однозначного воздействия на доходы владельцев мобильных факторов, которые могут либо увеличиваться, либо сокращаться.

Торговля на основе эффекта масштаба
Эффектом масштаба (рост затрат факторов на единицу, приводящий к росту производства больше, чем на единицу) объясняется торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по обеспеченности факторами производства.
Внешняя экономия, обусловленная ростом масштаба производства (внешний эффект масштаба производства), возникает в случаях, когда издержки на единицу продукции определяются размерами отрасли и не обязательно зависят от размеров каждой из ее фирм.
Например, в отрасли первоначально работало 10 фирм, каждая из которых производила по 100 изделий; т. е. всего в отрасли выпускалось 1000 изделий. Если состав отрасли удвоился, т. е. в ней стало насчитываться 20 фирм, каждая из которых по-прежнему производит по 100 изделий, то издержки каждой фирмы снизятся вследствие общего расширения отрасли: более крупная отрасль может обеспечить более эффективное использование оборудования или предоставление специализированных услуг. В этом случае отрасль получит внешний эффект масштаба производства.
При существовании внешнего эффекта масштаба производства страна, имеющая значительный объем производства в какой-либо отрасли, будет при прочих равных условиях стремиться иметь низкие издержки производства выпускаемого ею товара. Это приведет к возникновению циклического процесса, так как страна, которая сможет производить товар по меньшей цене, будет стремиться выпускать его в больших количествах. Значительный по размерам внешний эффект масштаба производства содействует закреплению существующего характера международной торговли, каким бы ни был источник ее возникновения: страны, которые имеют большие объемы производства в отдельных отраслях, продолжают оставаться их лидерами вне зависимости от первопричин этого явления. Они сохранят свои крупные объемы производства, несмотря на то, что другие страны потенциально могли бы выпускать товары этих отраслей по более низкой цене.
Внутренняя экономия, обусловленная ростом масштаба производства (внутренний эффект масштаба производства), возникает тогда, когда издержки на единицу продукции зависят от размера и индивидуальных особенностей фирмы и не обязательно зависят от размера отрасли в целом.
Например, если объем производства отрасли, сохранился на прежнем уровне в 1000 изделий, а число фирм сократилось вдвое (с 10 до 5), каждая из пяти оставшихся фирм стала выпускать по 200 изделий и при этом произошло снижение издержек производства, то будет иметь место внутренний эффект масштаба производства.
Внутренний эффект масштаба приводит к созданию рыночной структуры с несовершенной конкуренцией.
Теория торговли в рамках монополистической конкуренции
Автор этой теории П. Кругман исходит из того, что международная торговля увеличивает рынки сбыта. Совокупный рынок становится больше, чем просто сумма двух рынков, количество фирм и разнообразие товаров возрастает, а цена снижается. Рост продаж в расчете на одну фирму в результате увеличения рынка при развитии торговли и при постоянном количестве действующих на этом рынке фирм приводит к сокращению средних издержек каждой из них.
Теория внутриотраслевой торговли Б. Баласса
В условиях монополистической конкуренции международная торговля состоит из двух потоков: межотраслевая торговля (обмен товаров обрабатывающей отрасли на продовольствие) отражает наличие сравнительного преимущества и внутриотраслевая торговля (обмен товарами обрабатывающей промышленности) не отражает наличия конкурентного преимущества, ее причины – значительный эффект масштаба, различия во вкусах потребителей.
Около четверти всего объема международной торговли составляет внутриотраслевая торговля. Внутриотраслевая торговля существует между странами, имеющими близкие показатели капиталовооруженности, квалификации рабочей силы, следовательно, внутриотраслевая торговля имеет важное значение для стран со сходными уровнями экономического развития. Внутриотраслевая торговля характерна для новых технологически сложных изделий, а не для  добывающих или традиционных отраслей. Такая торговля характеризуется индексом Грубела-Ллойда:

где X и IM соответственно экспорт и импорт товара.
Расчеты показывают, что на внутриотраслевую торговлю приходится 26,17 % товарооборота Украины со странами-членами ЕЭП, в том числе на Российскую Федерацию – 32,7 %.
Выгоды от внутриотраслевой торговли: рост доходов на все факторы производства; отсутствие социальных потрясений. За счет участия в международной торговле страна может сократить число наименований производимых ею товаров и одновременно увеличить разнообразие товаров, доступных ее отечественным потребителям. За счет ограничения ассортимента товаров страна может выпускать их в большем объеме, с более высокой производительностью и меньшими затратами.
В 1957 г. ряд европейских стран создали зону свободной торговли товарами обрабатывающих отраслей. Результатом такого объединения стал быстрый рост торговли, и можно было ожидать изменений в размещении производственных мощностей и возникновения политических проблем. Но такой быстрый рост торговли носил практически полностью внутриотраслевой характер, поэтому заметной передислокации средств производства не произошло. Например, благосостояние рабочих электротехнической промышленности Франции не ухудшилось при улучшении положения рабочих электротехнической промышленности Германии; напротив, рабочие обеих стран выиграли от повышения эффективности этого объединенного сектора экономики.
Теория технологического разрыва Дж. Такера
В соответствии с этой теорией страна конкурентоспособна по тем товарам, при производстве которых должно быть определенное сочетание сложности процесса их изготовления и общего уровня развития страны, то есть бедные страны производят простые товары более дешево, в то время как сложные товары более дешевы в богатых странах. Современный этап развития этой теории в 60-х годах XX в. связан с именем М.Познера, выдвинувшего идею имитационного лага. Лаг спроса – это время, необходимое для формирования спроса на новый экспортный товар. Лаг реагирования – время, необходимое производителям импортозамещающих товаров, чтобы отреагировать на иностранную конкуренцию. Соответственно, смысл экспортировать есть в случае, когда лаг спроса короче, чем лаг реагирования.


Конструктор сайтов - uCoz