Приветствую Вас, Гость

Для просмотра данного элемента установите Flash Player



banner-120x600-Earn_on_Forex_GIF









7. Экономическая мысль Украины

План

7.1. Развитие экономической мысли в Украине и ее представители.

7.2. Экономические взгляды М. И. Туган-Барановского и современность.


 7.1. Развитие экономической мысли в Украине и ее представители

 Экономическая мысль Украины тесно связана с экономической наукой в России и имеют общий источник – общественно-экономическая мысль Киевской Руси. Однако развитие экономической науки в Украине имело свою специфику и самобытность. Она формировалась и развивалась в непримиримой борьбе против крепостничества и самодержавия. Особенность развития экономической мысли в Украине связана с необходимостью объединения всех украинских земель и образования единого государства. Анализ экономической мысли в Украине позволяет сделать вывод, что она тесно связана с общемировым течением экономической мысли и в ней представлены все школы и направления. Украинские ученые продолжали лучшие традиции экономического анализа на основе методологии классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. Одни украинские исследователи разделяли взгляды этих учений, другие – выступали с аргументированной критикой. Широкое распространение в Украине получил и марксизм, под влиянием которого формировалось революционно-демократическое направление украинской экономической мысли. Отдельные положения марксизма также находили оппонентов среди украинских ученых, которые имели и отстаивали свою точку зрения. Большое влияние на развитие экономической мысли оказывали украинские университеты, ставшие центрами экономических исследований: Харьковский, Киевский, Новороссийский (Одесский) и другие.

На Всеукраинском совещании экономистов президент Украины Л. Кучма отмечал, что "украинская экономическая наука имеет глубокие исторические корни, заслуженные традиции и авторитет. Научные труды разных поколений ученых-экономистов вошли в золотой фонд мировой экономической мысли”. Одним из ранних представителей украинской экономической мысли дореволюционного периода был философ и экономист, украинский просветитель Я. П. Козельский (1728-1794) считавший, что просвещение может стать фактором экономического роста только в условиях устранения крепостничества. В работе "Философские предложения” он формулирует основные положения своего учения. Дальнейшее развитие антикрепостнических настроений в украинском обществе привело к образованию тайной политической организации "Кирилло-мефодиевское товарищество” (1846-1847), которое ставило целью уничтожение крепостничества и установление демократического строя. В числе теоретиков, поддерживающих идею реформизма, был В.Н.Каразин (1773-1843) – экономист, философ, просветитель, ставший основателем Харьковского университета (1805). Большую роль в развитии экономической мысли Украины 19 века сыграл экономист Д.П.Журавский (1810-1856). Его работы были широко известны, им дал высокую оценку Чернышевский. Он был сторонником освобождения крестьян с наделением их землей. Эти и многие другие украинские экономисты середины 19 века выдвинули ряд интересных и обоснованных проектов экономических преобразований.

Развитие украинского национального движения привело к образованию громад (от укр. общество, община), объединивших сторонников демократического пути развития Украины. Деятельность громад была направлена на пропаганду идей экономического развития Украины, они создавали программы преобразования аграрных отношений в Украине с целью облегчения положения крестьянства. Громады объединяли передовую часть известных украинских ученых и экономистов: Антоновича В. Б., Драгоманова М. П., Старицкого М. П., Житецкого П. И. Большую роль в развитии культурных и экономических идей в Украине сыграл журнал "Основа”, редактором которого был известный общественный деятель В. М. Белозерский, сотрудниками его были писатель Кулиш П. А., экономист Костомаров, писательница Марко Вовчек и другие. Журнал сыграл большую роль в развитии украинской экономической мысли.

Становление политической экономии в Украине связано с рядом известных ученых среди них профессор, затем ректор Харьковского университета Степанов Т. Ф., Бунге Н. Х. – ректор Киевского университета, Вернадский И. В. – профессор Киевского и Московского университетов и другие. Главные работы Вернадского: "Проспект политической экономии”, "Очерк истории политической экономии”, "Очерк теории потребности” и многие другие развивают идеи классиков политической экономии и вносят большой вклад в развитие мировой экономической мысли. Корифеем украинской и мировой науки был профессор Киевского университета М. И. Туган-Барановский.

7.2. Экономические взгляды М.И. Туган-Барановского и современность

Наш университет носит имя всемирно известного ученого М. И. Туган-Барановского. Научное наследие ученого до настоящего времени глубоко изучается в Америке, Канаде, странах Западной Европы и Японии, но только в последние годы его научные труды становятся объектом внимания и изучения на родине ученого. Это во многом объясняется тем, что другие направления общественной и экономической мысли, хотя бы чем-то отличающиеся от теории классиков марксизма-ленинизма, длительное время оставались закрытым для широкого освещения в печати. Для М. И. Туган-Барановского неприемлемым и невозможным было подчинение научной мысли и свободного независимого творчества идеологическим ориентиром, приспособление научной концепции к задачам политической борьбы.

Чем же прославилось имя этого ученого, который прожил  только 54 года, пережил революции, мировую и гражданскую войну и лелеял надежды на возрождение государственности Украины? Как складывалась его жизнь и формировались мировоззрения и гражданская позиция? Сведения о молодых годах М. И. Туган-Барановского довольно скупы. Он родился в 1865 году в селе Соляниковка Купянского уезда Харьковской губернии в зажиточной дворянской семье. С Харьковом связаны гимназические и студенческие годы М. И. Туган-Барановского. В 1884 году он студент физико-математического факультета Харьковского университета и одновременно изучает общественные науки: проблемы социологии, право, политическая экономия. После окончания университета молодой ученый активно занимался научной деятельностью, публикует известную работу "Промышленные кризисы в современной Англии”, ряд других работ, защищает докторскую диссертацию, преподает в Петербургском университете. Круг исследуемых М. И. Туган-Барановским проблем широк и разнообразен. Это и теория кризисов и его циклов, место и роль капитализма как системы, теории кооперации, распределения, теория стоимости, маржинализм и многие другие проблемы. Многие его научные предложения и предвидения выдержали испытание временем и получили дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей. В работе "Промышленные кризисы” М.И. Туган-Барановский показал закономерность не только возникновения кризисов, но и их преодоления, благодаря инвестиционной и социальной политике. Он обратил внимание на необходимость социальной, а не политической направленности экономического развития путем усиления социальной политики, направленной на гармонизацию условий материальной жизни различных слоев и социальных групп общества.

Именно из этих теоретических предпосылок были найдены в середине 20 века стокгольмской школы научной экономической мысли пути самосохранения и развития капитализма через его шведскую модель, наиболее успешно реализованную в настоящее время в скандинавских странах и известную как "Шведский социализм”. Через усиление социальной политики государства эти страны по уровню жизни в последние годы устойчиво занимают первые места среди наиболее развитых стран мира. Эти проблемы гармонизации условий материальной жизни различных слоев и социальных групп общества в условиях рыночной экономики актуальны в настоящее время и в странах СНГ, в том числе и в Украине. Идеи М. И. Туган-Барановского воплотил в жизнь и получил мировое признание его ученик – Николай Кондратьев, который в середине 20-х годов 20 века открыл большие циклы конъюнктуры, вошедшей в мировую науку под названием "длинных волн” Кондратьева.

В 1923 году Кондратьевым была издана книга о М.И. Туган-Барановском, в которой он отмечал, что благодаря трудам М.И. Туган-Барановского, экономическая наука в России и Украине была поднята до европейского уровня. По ряду принципиальных экономических положений М.И. Туган-Барановский полемизировал с выводами марксистского учения. Отмечал, что он относится к К.Марксу не как противник, но и не как ученик. Изучая теорию периодических кризисов, в которых марксистское учение видело надежный признак будущей гибели капитализма, М.И. Туган-Барановский утверждал, что капитализм "никогда не умрет своей смертью”. Он не разделял учения Маркса о естественной, самопроизвольной гибели капитализма. По его мнению, капитализм способен к непрерывному развитию, хотя оно будет проходить через кризисы. В результате своих исследований, он пришел к выводу, что кризисы представляют собой не симптомы приближающейся гибели капитализма, как рассматривалось в теории Маркса, а механизм его саморегулирования. История 20 века подтвердила правоту выводов М.И. Туган-Барановского. Уже тогда, в своей теории распределения, М.И. Туган-Барановский приходит к выводу, что рост производительности труда может вести к одновременному повышению заработной платы и прибыли, то есть вновь созданной стоимости, смягчая тем самым классовые противоречия, и отрицает выводы марксизма об абсолютном обнищании пролетариата в процессе развития капитализма. Однако М.И. Туган-Барановский отмечал, что на величину прибыли действует и социальный фактор, так как прибыль может увеличиваться и за счет заработной платы. Эти выводы М.И. Туган-Барановского актуальны в настоящее время и нацелены на развитие не любых рыночных отношений, а на строительство социально-ориентированной рыночной экономики. Эти экономические и социальные выводы ученого также одна из причин забвения трудов М.И. Туган-Барановского в бывшем СССР, где марксизм-ленинизм был государственной политикой страны. Идеи социального переустройства общества М.И. Туган-Барановский не ограничивает доктриной марксизма, а постепенно формирует начало собственной теории социализма, пишет ряд работ по этой проблеме: "Социалистическое учение по эксплуатации труда”, "Современный социализм в своем историческом развитии” и другие. Он вкладывает в идею социализма идею свободы человеческой личности и не отождествляет со строящимся в тот период социализмом.

Он связывает идеи переустройства общества, поиски модели нового общества с разработкой теории концепции, публикует знаменитую работу "Социальные основы кооперации”, которая только при жизни автора выдержала три издания. Кооперация по своей природе, пишет он, неразрывно связана с демократией, коллективизмом, культурой не только объединять крестьян с целью повышения экономической эффективности их хозяйствования, но и помогает осознать себя членами одного класса, подняться на качественно новую ступень самосознания. Под кооперацией М.И. Туган-Барановский имел в виду не коллективизацию, а различные формы объединения усилий, кооперирования единоличных хозяйств. Кооперация, по его мнению, давала свободный выход творческой энергии ее участников, не сковывала личность, побуждала развивать предприимчивость, изобретательность. Свое отношение М.И. Туган-Барановский высказал к марксистской трудовой теории стоимости. Он обращает внимание на экономическую школу маржиналистов, которая резко противостояла этому учению и отрицала трудовую теорию. Это так называемая "австрийская” школа во главе с К.Менгером, которая противопоставила затратно-трудовой концепции К.Маркса, собственную теорию предельной полезности и положила начало переориентации экономической теории на анализ аспектов рыночной экономики. М.И. Туган-Барановский выступает со статьей "Учение о предельной полезности” и пришел к выводу о возможности синтеза этих, казалось бы взаимоисключающих теорий ценности двух школ. В своей теории М.И. Туган-Барановский труд и предельную полезность благ рассматривает как объективный и субъективный фактор ценности. Он принимает положение, что ценность блага равна его предельной полезности. Но, по его мнению, предельная полезность благ зависит в свою очередь от трудовых затрат на это благо: оно  прямо пропорционально трудовой стоимости благ. Такой вывод поднимал исследования ученого на уровень высших мировых достижений экономической мысли того времени. В последние годы М.И. Туган-Барановский вел свою научную и общественную работу уже в основном в Украине, куда уехал летом 1917 года, захваченный идеей ее национального и государственного возрождения. Активно участвовал и в той практической работе, которая началась в этом направлении в Украине. Он принимает самое активное участие в создании Украинской Академии наук и ее социально-экономического отделения. Ученый возглавляет созданный по его инициативе институт экономической конъюнктуры, становится основателем Демографического института. В 1920 году в Киеве по инициативе М.И. Туган-Барановского был открыт Украинский кооперативный институт, который впоследствии был переведен в Харьков, а затем – в Донецк. Ныне – это Донецкий государственный университет экономики и торговли имени М.И. Туган-Барановского, который является одним из ведущих экономических вузов Донбасса и Украины.

Конструктор сайтов - uCoz