Приветствую Вас, Гость

Для просмотра данного элемента установите Flash Player



banner-120x600-Earn_on_Forex_GIF









9. Кейнсианство и неокейнсианство

План

9.1. Исторические условия возникновения кейнсианства.

9.2. Общая характеристика кейнсианства.

9.3. Неокейнсианские и посткейнсианские модели регулирования экономики.

9.1. Исторические условия возникновения кейнсианства

Характерной особенностью кейнсианского учения как одного из направлений моделирования экономического роста является соединение рыночного механизма и государственного регулирования экономики на основе управления спросом. Усиление экономической роли государства и обоснование неизбежности социального контроля над хозяйственной жизнью – это идея представителей институционального направления экономической теории, возникшего на рубеже XIX-XX вв.

Однако институционалисты не дали серьезных практических рекомендаций по государственному регулированию капиталистического производства. Между тем, объективные процессы капиталистического производства в первой части XX века требовали активного государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь общества. Неспособность государства изменить хозяйственный механизм применительно к новым условиям стала одной из причин самого глубокого в истории капитализма экономического кризиса 1929-1933 гг. Кризис подтвердил, что рыночный механизм уже не может обеспечить экономического равновесия между интересами общества и интересами бизнеса. Результатом мирового экономического кризиса являлось сокращение валового национального производства на 30%, доли инвестиций с 18 до 3,8% , рост безработицы с 3,2 до 25%. Существующие экономические теории утверждали, что кризис не может быть долгим и не смогли ответить на главные вопросы того времени:

1.     Почему существуют кризисы перепроизводства;

2.     Что надо сделать, чтобы выйти из кризиса;

3.     Что необходимо изменить, чтобы не допустить кризиса в дальнейшем.

Ответы на эти вопросы дал английский экономист и государственный  деятель Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Его считают самым влиятельным экономистом XX века, основателем макроэкономики.

Кейнсианство как учение сформировалось в середине 30-х годов под влиянием, как мирового экономического кризиса, так и интенсивного процесса обобществления производства, ставшего материальной основой государственного вмешательства в экономику. Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом и взятая на вооружение странами Запада, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий.

9.2. Общая характеристика кейнсианства

Особенность кейнсианства как направления экономической теории в том, что предметом его исследования служат макроэкономическое равновесие, национальная экономика в целом (функциональный макроэкономический анализ). Оно не занимается исследованием экономических законов и категорий, подобно представителям традиционной буржуазной политической экономии. Главное в кейнсианстве – разработка общих принципов и конкретных мероприятий по государственному регулированию воспроизводственных процессов на базе господствующих отношений собственности. Кейнс впервые в буржуазной литературе признал, что стихийный рыночный механизм саморегулирования экономики не способен разрешить проблемы циклических колебаний и безработицы и поставил правящие круги перед фактом того, что промедление с государственным вмешательством в экономику угрожает существованию капиталистической системы.

В чем суть теории Кейнса? Свою экономическую концепцию Кейнс обосновал в работе "Общая теория занятости, процента и денег” (1936 г). Он утверждает, что главной проблемой воспроизводства является емкость рынка и возможности его расширения в соответствии с увеличением предложения товаров. Причем последнее не вызывает автоматически увеличение спроса. Необходимый объем эффективного спроса, считал Кейнс, должно создавать государство. Эффективный платежеспособный  спрос ведет к расширению  производства и росту занятости. Кейнс рассматривая рынок средств производства и рынок предметов потребления, выделяет два решающих фактора увеличения спроса на предметы потребления: 1) Объем национального дохода; 2)  Склонность к потреблению, под которой понимается функциональная зависимость между доходом и его частью, идущей на потребление.

Кейнс считает, что в обществе действует психологический закон накопления, согласно которому с ростом доходов возрастает склонность к накоплению. Часть доходов, изымаясь из обращения, сокращает потребительский рынок, что затрудняет, сбыт и реализацию прибыли. Отсюда делается вывод о необходимости государственного регулирования  уровня заработанной платы: чтобы не поощрять склонность к сбережению, необходимо минимизировать заработанную плату. Снижение заработанной платы, по мнению Кейнса, оставит большую часть дохода у предпринимателей, что обеспечит развитие производства и, следовательно, увеличит занятость. Однако вложение капитала в ту или иную отрасль ограничивается "предельной эффективностью капитала”, то есть снижением  прибыли на единицу вновь вводимого капитала. Кейнс утверждал, что по мере увеличения объемов капитала ухудшаются условия для его последующего вложения. Существенное влияние на это оказывает норма ссудного процента: чем она выше, тем больше стремление отправить деньги в банк и получать проценты, тем, следовательно, меньше желание направить их в производство. Это ведет к сокращению инвестиций и росту безработицы. Поэтому, по мнению Кейнса, государство должно регулировать норму ссудного процента, чтобы стимулировать предпринимателей развивать производство и вовлекать рабочую силу, обеспечивать снижение уровня безработицы.

Другой важнейшей причиной кризиса, по мнению Кейнса, является низкий уровень инвестиций в производство. Инвестиционный процесс будет расти, по мнению Кейнса, до той точки, пока вложения будут давать прибыль большую, чем процент на вложений в банк капитал. На инвестиционный процесс влияет также уровень налогообложения и высокий уровень налогов не стимулирует инвестиции, а высокий уровень инфляции делает непривлекательными  капиталовложения. Эффективность регулирования государством экономических процессов зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости, снижения и фиксирования нормы процента. В теории Кейнса особая роль отводится государству в создании первоначального инвестиционного толчка. Как полагал Кейнс, государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Инвестиционные проекты, по мнению Кейнса, должны реализовываться в тот период в виде общественных работ – строительство дорог, плотин, мостов и т.д., так как в условиях перепроизводства товаров важно создать дополнительный, платежеспособный спрос, а не выбрасывать на рынок новые партии товаров.

Важно отметить, что первоначальные инвестиции воздействуют и на объем занятости. Причем инвестиции, увеличивая доходы и создавая занятость в каком-либо секторе экономики, способствуют вторичной занятости в отраслях и сферах производства, которые создают товары потребительского назначения. Например, первичная занятость создала доходы рабочих, которые приобрели телевизоры. Рост спроса на этот товар побудит производителей телевизоров расширить производство, закупать оборудование, нанимать рабочих. Таким образом, первоначальные инвестиции в долгосрочном аспекте дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и увеличивая в целом национальный доход. В кейнсианской теории важную роль играет концепция мультипликаторов. Мультипликатор (множитель) – коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением инвестиций. Он показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций. Суть эффекта мультипликатора состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и инвестиции, "брошенные” в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости. По Кейнсу объем национального дохода, а тем самым и совокупного спроса, зависит от общей суммы инвестиций. Мультипликатор увеличивается в том случае, когда потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления. Кейнс утверждает, что каждый прирост инвестиции ведет к многократному приросту занятости, доходов и потребления. Формулируя рекомендации к переходной экономике Кейнс отмечал, что он открыл общие законы хозяйственной деятельности и, что его лекарства не искоренят все болезни капиталистического рынка, что они смогут излечить лишь его главные дефекты. Этот вывод был подтвержден фактами. Страны с развитой рыночной экономикой, принявшие рекомендации Кейнса, добились продолжительного роста и процветания в послевоенную эру. В результате макроэкономика приобрела огромный престиж и иногда рассматривалась как панацея, как знание, которое применимо ко всем обстоятельствам, даже в национальных хозяйствах, которые всесторонне регулируются и контролируются, где только формируются рыночные отношения.

Поэтому страны, вставшие на путь перехода от административно-командной экономики к рыночной, не должны воспринимать макроэкономическую теорию как догму. Постсоциалистическая экономическая система России, Украины и ряда других стран СНГ ярко демонстрируют, что кейнсианская политика может быть неэффективной на нарождающихся рынках. Однако это не означает, что рычаги регулирования экономики (денежные, налоговые и др.) не могут воздействовать на постсоциалистическую экономическую систему. Кейнсианская модель регулирования рыночной экономики могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста, что создавала возможность перераспределения национального дохода без ущерба накоплению капитала. В 70-е годы XX века условия воспроизводства резко ухудшились, и был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. И кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивают инфляционную спираль. Под действием нового кризиса произошла кардинальная перестройка системы регулирования, и сложились новые модели регулирования. Трансформация модели заключалась в отказе от воздействия на производство только через спрос, а вместо этого использовались косвенные методы воздействия на предложение, то есть воссоздание классического механизма накопления и возрождение большей свободы частного капитала..

9.3. Неокейнсианские и посткейнсианские модели регулирования экономики

  Распространению кейнсианства в США способствовали процессы концентрации и централизации капитала, усиления вмешательства государства в производство. Американские кейнсианцы восприняли основные положения теории Кейнса – его объяснение причин безработицы и выводы о решающей роли государственного регулирования экономики и выступили за систематическое вмешательство государства в процессы воспроизводства. Особенностью методологии неокейнсианства по сравнению с теорией Кейнса является преобладание количественного анализа и изучение экономики в развитии под влиянием НТП. Отсюда – изменение проблематики теорий государственного регулирования: от концепций занятости и разработки антикризисных программ экономисты перешли к разработке концепций экономического роста и путей обеспечения его устойчивости. Наиболее значительное влияние на экономическую практику в этом направлении оказали работы А. Хансена и Л. Харриса. Причины кризиса эти ученые объяснили не только снижением доли потребления в национальном доходе и убывающей производительностью капитала, но и действием так называемого акселератора (что было новым в политэкономии). "Числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции, называется коэффициентом акселерации, или просто акселератором", - писал А. Хансен. С помощью этого коэффициента он пытался установить зависимость накопления от потребления, первого подразделения общественного производства от второго и выяснить при каких условиях накопление может осуществляться независимо от потребления. Таким образом, неокейнсианцы предложили более обширную программу государственного вмешательства в экономику.

В начале 40-х годов кейнсианские модели государственного регулирования экономики широко распространились во Франции. Французские ученые восприняли кейнсианство неоднозначно: одни разделяли взгляды Кейнса, другие критически отнеслись к идее государственного регулирования нормы ссудного процента, третьи предложили перейти к планированию экономики, чтобы обеспечить не только устойчивость темпов развития, но и изменение структуры экономики. То обстоятельство, что в послевоенный период французское государство владело более чем 40% национального богатства страны и высокой долей в ключевых отраслях экономки, предопределило Францию как родину капиталистического программирования и планирования, суть которого в сочетании текущего и длительного регулирования с экономическим  прогнозами. Характер такого планирования – индикативный (от лат. Indicate – указывать, показывать, предлагать). Авторы концепции "индикативного планирования" является Ф. Перру. Необходимость индикативного планирования вытекает из его теории "трех экономик", ("доминирующей", "гармонизированной" и "всеобщей"). Ф. Перру утверждает, что хозяйственная жизнь – это система неравенства. Существуют  доминирующие и подчиненные хозяйственные единицы. Каждая фирма в условиях "доминирующей экономики" должна, принимая решение, учитывать и прямое и косвенное принуждение, исходящее от доминирующей единицы. Совокупность нескольких хозяйственных единиц, особым образом организованная, во главе с доминирующим центром, по мнению Ф. Перру, составляет макроединицу. Такой макроединицей, например, является концерн. В условиях "гармонизированной экономики" макроединицей становится национальное хозяйство в целом, если в нем выделен единый центр по принятию решений. В такой макроединице происходит прогрессивная перестройка хозяйственного механизма общества. Создается возможность государственного регулирования экономики, гармонизированного роста и превращения современного общества в общество "социальной гармонии, всеобщей экономики". В послевоенный период наибольшую известность в экономической литературе Запада получили неокейнсианские модели экономического роста, выдвинутые, кроме Э. Хансена, английским экономистом Г.Ф. Харродом, американским - Е. Домаром. Неокейнсианская теория стала одной из основ так называемой политики помощи развитию государства Африки, Азии и Латинской Америки со стороны стран с рыночной экономикой. Ведь согласно этой теории экспорт капитала в страны третьего мира стимулирует деловую активность как в странах-экспортерах, так и в странах-импортерах. Однако, поскольку этому вывозу мешает сильный риск и другие препятствия во многих развивающихся странах, западным правительства необходимо поощрять этот экспорт капитала, в т.ч. за счет вывоза государственного капитала. Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке. Важнейшая из них – равновесие между спросом и предложением денег. Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т.е. по существу это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки. Анализ спроса на деньги и изучение условий  равновесия на рынке привели к возникновению двух основополагающих школ в этом вопросе: 1) монетаристской и 2) кейнсианской. Монетаристы подчеркивают важную роль денег в процессе хозяйственного развития, считают, что именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения циклического развития рыночного хозяйства. Основным лозунгом монетаристов стало: "Деньги имеют значение, а некоторые из них полагают, что только деньги и имеют значение". Экономический кризис 1973-1975 гг. способствовал формированию нового течения – посткейнсианства – признанным лидером которого является представительница английской кембриджской школы Дж.Робинсон. Ее теория – посткейнсианская трактовка экономической роли государства. Посткейнсианцы обвинили неокейнсианцев в том, что они приписывали теории Дж.М. Кейнса статистический характер. Особенностью посткейнсианства является критический анализ теорий "предельной полезности" и "предельной производительности капитала", попытка опереться на классическую буржуазную политэкономию, введение в сферу исследования социальных институтов (например, рассмотрение роли профсоюзов). Как представитель левого течения кейнсианства Дж.Робинсон выступила с защитой интересов немонополизированных слоев общества, фермеров, служащих и рабочих; критически проанализировала роль монополий, осудила гонку вооружения, аргументировала необходимость повышения покупательной способности масс и ограничения прибылей монополий. Главным тормозом на пути "эффективного спроса" Дж.Робинсон считает распределение национального дохода в интересах господствующих классов. Это снижает платежеспособный спрос населения и приводит к затруднению реализации продуктов к кризису. Она призывает государство установить экономическое равновесие путем уменьшения социального неравенства, увеличения налогов на прибыль, повышения заработной платы и улучшения социального обеспечения.

Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на различных этапах их развития имела свою специфику и брала на вооружение различные концепции, умело сочетая рецепты неоклассического, кейнсианского и неокейнсианского направлений. Сложившаяся в США после "великой депрессии" 1929-1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом. Стимулирование расширения капвложений происходило на основе низких ставок процента, ограничение – путем их повышения. Через общественные работы регулировалось движение занятости населения. С приходом к власти неоконсерваторов во главе с Р.Рейганом была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования в машины и оборудование, перспективные технологии. Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост: стимулирование НТР и развитие научных исследований; увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе; глубокая перестройка налоговой системы. Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем занятости, безработицы, бедности, повышения уровня доходов.

Модель государственного регулирования Кейнса и неокейнсианцев позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако с начала 70-х годов по мере развертывания II этапа НТР произошли серьезные изменения в этих тенденциях, и стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Она могла быть приемлема в условиях высоких темпов экономического роста, тенденции к росту производительности труда и повышении эффективности производства. Высокие темпы роста национального дохода создавали материальную основу для его перераспределения без ущерба накоплений капитала. Однако в середине 70-х годов условия воспроизводства резко ухудшились. Упали темпы роста производства, наступил период стагфляции. Реальность опровергла точку зрения неокейнсианцев, закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция являются обратными величинами и не могут расти одновременно. Вопреки теории Кейнса инфляция сопровождалась стагнацией производства и ростом безработицы. Попытка взбодрить экономику путем дефицитного финансирования способствовала лишь накачке денежных средств и раскручиванию инфляционной спирали. Государство в 70-х годах столкнулось с проблемой: как способствовать росту производства и занятости, не стимулируя при этом инфляцию, и как бороться с инфляцией, не препятствуя при этом росту производства, и не увеличивая безработицу. Кейнсианская теория ответа на эти вопросы не дает. В условиях НТР возникла потребность в усилении гибкости, быстрой приспособляемости отраслей и компаний к резкой смене поколений техники, технологий и знаний. Это требовало большой переориентации капвложений, т.е. большей свободе предпринимательства. Однако изъятие значительной части прибыли через налоговую систему (до50%) и бюрократические системы централизованного регулирования стали тормозом на пути структурных преобразований и технического прогресса. Так, в США к концу 70-х годов издавалось ежегодно до 7 тыс. правил и указаний, регулирующих деятельность частного бизнеса.

Экономический кризис 1979-1981 гг. стал кризисом кейнсианской модели государственного регулирования. Под его воздействием произошла перестройка системы государственного регулирования, и сложились новые модели регулирования экономики.

Конструктор сайтов - uCoz