Приветствую Вас, Гость

Для просмотра данного элемента установите Flash Player



banner-120x600-Earn_on_Forex_GIF









Тема 1. Предмет и задачи курса "История экономических учений”

План

 

1.1.   Предмет и функции курса "История экономических учений”.

1.2.   Задачи курса "История экономических учений”.

 

1.1. Предмет и функции курса "История экономических учений

Предметом изучения данной науки является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены систем экономических взглядов различных социальных слоев, классов, представленных в теориях отдельных экономистов, экономических школах, течениях и направлениях в различных государствах на различных этапах развития человеческого общества.

История экономических учений – это самостоятельная научная дисциплина, основное содержание которой заключается в выяснении истории развития политической экономии, начиная с зарождения экономических идей в работах древних мыслителей и кончая экономической мыслью современных экономических школ.

Свое начало история экономических учений берет со времен Древнего мира, и появления первых государств. Поэтому история развития экономической теории – это история развития политической экономии, производительных сил и производственных отношений общества.

По мере происходящих изменений в системе производства, экономике, науке, технике и культуры постоянно обновляется и совершенствуется экономическая теория. Сущность любой науки проявляется в их функциях. История экономических учений выполняет следующие функции: 1)познавательную, 2) теоретическую, 3) методологическую, 4)идеологическую, 5) практическую.

1) Познавательная функция – общая функция для всех наук. Это обобщенная информация по проблемам данной науки, необходимые сведения от изучаемом предмете, повышение общей образованности, осведомленности углубление знаний об экономических процессах и явлениях.

2) Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, а выясняет суть процессов и явлений, раскрывает историю их явлений, условия, влияющие на них, выявляет  тенденции дальнейшего их изменения, обобщает закономерности и формулирует законы, управляющие экономическими процессами.

3) Методологическая функция состоит в выработке совокупности общих принципов, приемов и методов исследования, общие подходы к изучению какой-либо науки, чтобы получить достоверную систему знаний.

4) Идеологическая функция. История экономических учений является общественной наукой и не может развиваться вне общества и, следовательно, всегда выражает интересы какого-либо класса, социальной группы людей, различных слоев общества. В любом обществе существуют различные  системы взглядов, идей, интересов. И прогрессивной наукой может быть лишь такая, которая выражает интересы прогрессивного, передового класса или слоев общества и которые совпадают с развитием общественного прогресса и общества в целом. Такая теория является носителем научной идеологии.

5) Практическая функция любой науки, тем более общественной, не может развиваться в отрыве от реальной действительности, замыкаться в узких рамках теоретических исследований. Завершением теоретических исследований являются практические рекомендации по совершенствованию экономических процессов. Это относится и к историческим наукам, которые обобщают как положительный, так отрицательный исторический опыт и делают конкретные научные выводы. Это и разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической политики государства. 


1.2. Задачи курса "История экономических учений”

Целью курса истории экономический учений является изучение истории становления современной экономической науки, анализ основных ее направлений во взаимосвязи с практикой современного экономического развития.

Теоретической основой изучения данного предмета является курс политической экономии. В то же время, приобретение знаний об истории развития общественного производства и сопоставление различных трактовок экономических концепций и категорий, сформулированных и взятых на вооружение различными экономическими школами, позволяет глубже усвоить и сопоставить основные из них, выделив наиболее прогрессивные.

Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

При изучении курса "История экономических учений” необходимо обращать внимание, прежде всего, на основные экономические категории, проследить последовательность развития представлений о них в зависимости от развития процесса общественного производства и экономических отношений. Такими основными категориями являются стоимость товара, труд, рабочая сила, капитал, прибавочная стоимость, прибыль, заработная плата, рента и др.

Курс истории экономических учений рассматривает эволюции школ и направлений экономической мысли во все эпохи и периоды общественного развития, начиная с экономических взглядов и учений Древнего мира и средневековья, и кончая современными экономическими теориями.

В данном пособии акцентируется внимание на первой школе политической экономии – меркантилизме, классической школе А.Смита и Д.Рикардо, мелкобуржуазной политической экономии, марксистской экономической школе, маржинализме, институционализме, кейнсианской экономической школе и последующих  направлениях экономической мысли.

Конструктор сайтов - uCoz